Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме

Биология

Дата: 7 марта 2016 в 13:34, Обновлено 8 октября в 09:24

Уважаемые ребята!

 В 2018-2019 учебном году продолжает свою работу заочная школа по биологии «Умники и умницы». В работе школы может принять участие любой ученик 8 класса, который интересуется биологией и стремится углубить свои знания по предмету. Занятия в школе будут полезны и тем, кто готовится к участию в олимпиаде по биологии и планирует сдавать ЦТ в будущем.

Для успешного выполнения большинства заданий Вам потребуются учебники биологии за 7, 8 класс. Некоторые задания выходят за рамки школьной программы. При их выполнении используйте дополнительную литературу или интернет. Выполненную работу до 15.11.2018 г. отправьте по электронной почте на адрес oottnn@mail.ru или оформите на листах бумаги  и вышлите обычным письмом по адресу:

Омельянович Татьяне Николаевне

ул. Озерская, д. 5, кв. 10

231 742 аг. Поречье

Гродненский район

Гродненская область

Тел. 999 050 (после 19.00.)

Внимание! Не забудьте указать свои фамилию и имя, а также школу и фамилию учителя.

Желаю успеха!

Задания 1 тура.

Перед выполнением заданий повторите за 7 класс темы: «Классификация живых организмов», «Бактерии», «Протисты», «Грибы», «Лишайники», а также темы 8 класса: «Тип Кишечнополостные», «Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви».

  1. Выполните тестовые задания (один правильный ответ):                       (15 баллов)

1. Найдите соответствие между органеллами движения и организмами, для которых они характерны.

I – ложноножки (псевдоподии);  II – реснички;  III – жгутики.

1 – дизентерийная амеба; 2 – вольвокс; 3 – инфузория-туфелька; 4 – эвглена зеленая; 5 – хламидомонада; 6 – амеба обыкновенная.

а) I – 1, 6; II   - 3; III – 2,4,5;                                               в) I –  6; II   - 5; III – 1, 2,3,4;                                             

б) I – 1, 5; II   - 3; III – 2,4,6;                                                г) I – 1,6; II   - 5; III –  2,3,4.         

2.В пастеризованное молоко добавили 1  бактериальную клетку. Через какое время численность бактериальных клеток достигнет 1024? Условия для размножения оптимальные.

а) 3 часа 20 мин;                      в) 60 минут;                                   д)10 часов 15 минут.

б) 2 часа 30 минут;                  г) 24 часа;

3. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками деревьев, относят к группе:

а) сапрофагов;                                                          в) автотрофов;                                              г) мутуалистов.

б) паразитов;                                                            г) фитофагов;

4. В жизненном цикле каких паразитов не происходит смены основного и прмежуточного хозяина?

а)аскарида, острица;                                               в) печеночный сосальщик, лентец широкий;

б) свиной цепень, эхинококк;                                г) трихинелла, власоглав;

д) острица, трихинелла.

5. Укажите бактерию, которая не является возбудителем заболевания человека:

а) холерный вибрион;                                 в) чумная палочка;                 д) анабена.

б) бледная трепонема;                                 г) золотистый стафилококк;

6. У какой из перечисленных ниже групп животных впервые появляется третий зародышевый листок?

а) кишечнополостные;                                в) плоские черви;                 д) иглокожие.

б) кольчатые черви;                         г) насекомые;

7. У аскариды:

1) диффузная нервная система; 2) прямое развитие; 3) в состав кожно-мускульного мешка входит слой продольных мышц; 4) полость тела заполнена жидкостью, находящейся под давлением; 5) задний отдел кишечника заканчивается анальным отверстием.

а) 1,2,3;    б) 3,4,5;   в) 2,3,4;     г) только 5.

8. Использование Anabaena (цианобактерии) на рисовых полях приводит:

а) к фиксации азота воздуха;                                    в) к симбиозу с корнями риса;

б) к увеличению использования солнечной энергии;                           г) а + б.

9. Билатеральная симметрия, наличие ротового отверстия и двух отделов кишечника, хорошо развитой разнообразной мускулатуры – все это характерно для:

а) актинии;                в) аскариды;

б) цепня;                    г) планарии.

10. Регенерация у кишечнополостных возможна благодаря наличию клеток:

а) эпителиально-мускульных;                               в) железистых;                      д) половых.

б) промежуточных;                                     г) нервных;

11. Непереваренные остатки пищи удаляются у инфузории-туфельки через:

а) порошицу;                                                в) клеточную мембрану;

б) сократительные вакуоли;                                   г) клеточный рот (цистом).

12. При неблагоприятных условиях в состояние цисты переходят: а) амебы; б) эвглены; в) инфузории-туфельки; г) все перечисленные.

13. В промышленности аспергилл используют для получения: а) этилового спирта; б) лимонной кислоты; в) кисломолочных продуктов; г) искусственного меда.

14. Палочка Коха является возбудителем: а) гриппа; б) оспа; в) пневмонии; г) туберкулеза легких; д) столбняка.

15. Организмы, принимавшие основное участие в формировании меловых отложений, это: а) радиолярии; б) кокколитофоры; в) коралловые полипы; г) трилобиты.

Задание 2. Каждому из определений подберите необходимый термин и запишите его:     (10 баллов)

1. Ткань сосудистых растений. Проводящая органические вещества от места их образования к другим тканям.

2. Половые железы; органы, образующие половые клетки (яйцеклетки и сперматозоиды) у человека и животных.

3. Споры наружного происхождения у плесневых грибов.

4. Организм, имеющий одновременно мужскую и женскую половые системы.

5. Совокупность твердых тканей, служащих опорой тела или его отдельных частей, а также защищающих тело от механических повреждений. (Может находится как внутри организма, так и снаружи).

6. Любые бактерии палочковидной формы.

7. Симбиоз мицелия гриба и корней высшего растения.

8. Покоящаяся стадия бактерии.

9. Образование, в котором содержится зеленый пигмент протистов.

10. Общее название различных по форме, строению  и функциям выростов клеток эпидермы растений – волосков, чешуек, нектарников и т. п.

Задание 3. Выберите правильные утверждения. Запишите их номера.    (5 баллов)

1. Острицы не имеют пищеварительной системы и всасывают готовую пищу всей поверхностью тела.

2. Для первичной коры корня характерно отсутствие проводящих тканей.

3. Для вольвокса характерно половое размножение.

4. Бесполое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

5. Все виды сосальщиков являются гермафродитами.

6. Целом выполняет функцию гидроскелета.

7. Пояски Каспари находятся в клетках ксилемы корня.

8. Наличие крючьев на вершине сколекса некоторых ленточных червей является приспособлением к паразитизму.

9. Медузы – это особи бесполого поколения некоторых кишечнополостных, ведущие преимущественно свободноплавающий образ жизни.

10. Цикл развития аскариды происходит без смены хозяев.

Задание 4. Классифицируйте яблоню лесную, расположив в порядке иерархичности (начиная с наименьшего ранга) пять подходящих элементов и з предложенных:

  1. род Яблоня;                                       5) семейство Розовые;
  2. тип Цветковые;                               6) класс Однодольные;
  3. царство Растения;                            7) семейство Пасленовые;
  4. класс Двудольные                           8) отдел Покрытосеменные.           (3 балла)

Задание 5. Расположите последовательно этапы полового процесса у спирогиры:

1. Перемещение содержимого одной клетки в другую.

2. Образование зиготы.

3. Сближение нитей двух особей.

4. Разрыв оболочки зиготы.

5. Образование каналов между клетками двух особей.

6. Развитие проростка во взрослую особь водоросли.

7. Деление ядра на четыре, из которых три отмирают.                               (3 балла)

Задание 6. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика грибов».

Признаки для сравнения

Шляпочные грибы

Плесневые грибы

Грибы-паразиты

Общие признаки

Среда обитания

Строение

Способ питания

 Размножение

Распространение

Значение

                                                                                                                           (4 балла)

Задание 7. Расположите последовательно этапы жизненного цикла аскариды человеческой, начиная с момента попадания яйца в желудок.

1. Яйцо.

2. Желудок.

3. Бронхи и трахея.

4. Вены большого круга кровообращения.

5. Взрослый  червь.

6. Легкие.

7. Кишечник.

8. Личинка.

9. Сердце.

10. Артерии малого круга кровообращения.

11. Глотка.                                                                                                                   (4 балла)

Задание 8. Ответьте на вопросы: а) Жизнь кишечнополостных, как и многих других животных, зависит от окружающей среды. Однако многие из них не только хорошо приспособлены к месту обитания, но и сами активно воздействуют на него. Приведите такие примеры. (3 балла)

б) Цепни и аскариды живут в одной и той же среде – в тонком кишечнике хозяина, где содержится готовая переваренная пища. Однако у цепней органов пищеварения нет, а у аскариды есть рот, глотка, пищевод и кишечник. Предположите почему?  (3 балла)

Задание 7. Укажите, что обозначено на рисунках цифрами:

Рисунок 1

Рисунок 2                                                                                                                                         (5,5 баллов)

                                                                                                                                             (5 баллов)

Уважаемые ребята!

 В 2018-2019 учебном году продолжает свою работу заочная школа по биологии «Умники и умницы». В работе школы может принять участие любой ученик 9 класса, который интересуется биологией и стремится углубить свои знания по предмету. Занятия в школе будут полезны и тем, кто готовится к участию в олимпиаде по биологии и планирует сдавать ЦТ в будущем.

Для успешного выполнения большинства заданий Вам потребуются учебники биологии за 7, 8, 9 классы. Некоторые задания выходят за рамки школьной программы. При их выполнении используйте дополнительную литературу или интернет. Выполненную работу до 15.11.2018 г. отправьте по электронной почте на адрес oottnn@mail.ru или оформите на листах бумаги  и вышлите обычным письмом по адресу:

Омельянович Татьяне Николаевне

ул. Озерская, д. 5, кв. 10

231 742 аг. Поречье

Гродненский район

Гродненская область

Тел. 999 050 (после 19.00.)

Внимание! Не забудьте указать свои фамилию и имя, а также школу и фамилию учителя.

Желаю успеха!

Задания 1 тура.

Перед выполнением заданий повторите за 7 класс темы: «Классификация живых организмов», «Бактерии», «Протисты», «Грибы», «Лишайники», а также темы 8 и 9 классов: «Тип Кишечнополостные», «Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви», «Ткани человека», «Нервная система», «Эндокринная система»».

  1. Выполните тестовые задания (один правильный ответ):                       (25 баллов)

1. Найдите соответствие между органеллами движения и организмами, для которых они характерны.

I – ложноножки (псевдоподии);  II – реснички;  III – жгутики.

1 – дизентерийная амеба; 2 – вольвокс; 3 – инфузория-туфелька; 4 – эвглена зеленая; 5 – хламидомонада; 6 – амеба обыкновенная.

а) I – 1, 6; II   - 3; III – 2,4,5;                                   в) I –  6; II   - 5; III – 1, 2,3,4;                                 

б) I – 1, 5; II   - 3; III – 2,4,6;                                               г) I – 1,6; II   - 5; III –  2,3,4.

2. В пастеризованное молоко добавили 1  бактериальную клетку. Через какое время численность бактериальных клеток достигнет 1024? Условия для размножения оптимальные.

а) 3 часа 20 мин;                      в) 60 минут;                                   д) 10 часов 15 минут.

б) 2 часа 30 минут;                  г) 24 часа;

3. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками деревьев, относят к группе:

а) сапрофагов;                                              в) автотрофов;                                              г) мутуалистов.

б) паразитов;                                                            г) фитофагов;

4. В жизненном цикле каких паразитов не происходит смены основного и промежуточного хозяина?

а) аскарида, острица;                                              в) печеночный сосальщик, лентец широкий;

б) свиной цепень, эхинококк;                                г) трихинелла, власоглав;

д) острица, трихинелла.

5. Укажите бактерию, которая не является возбудителем заболевания человека:

а) холерный вибрион;                                 в) чумная палочка;                 д) анабена.

б) бледная трепонема;                                 г) золотистый стафилококк;

6. У какой из перечисленных ниже групп животных впервые появляется третий зародышевый листок?

а) кишечнополостные;                                в) плоские черви;                 д) иглокожие.

б) кольчатые черви;                         г) насекомые;

7. У аскариды:

1) диффузная нервная система; 2) прямое развитие; 3) в состав кожно-мускульного мешка входит слой продольных мышц; 4) полость тела заполнена жидкостью, находящейся под давлением; 5) задний отдел кишечника заканчивается анальным отверстием.

а) 1,2,3;    б) 3,4,5;   в) 2,3,4;     г) только 5.

8. Использование Anabaena (цианобактерии) на рисовых полях приводит:

а) к фиксации азота воздуха;                                    в) к симбиозу с корнями риса;

б) к увеличению использования солнечной энергии;                           г) а + б.

9. Билатеральная симметрия, наличие ротового отверстия и двух отделов кишечника, хорошо развитой разнообразной мускулатуры – все это характерно для:

а) актинии;                в) аскариды;

б) цепня;                    г) планарии.

10. Регенерация у кишечнополостных возможна благодаря наличию клеток:

а) эпителиально-мускульных;                    в) железистых;                      д) половых.

б) промежуточных;                                     г) нервных;

11. Непереваренные остатки пищи удаляются у инфузории-туфельки через:

а) порошицу;                                                в) клеточную мембрану;

б) сократительные вакуоли;                       г) клеточный рот (цистом).

12. При неблагоприятных условиях в состояние цисты переходят: а) амебы; б) эвглены; в) инфузории-туфельки; г) все перечисленные.

13. В промышленности аспергилл используют для получения: а) этилового спирта; б) лимонной кислоты; в) кисломолочных продуктов; г) искусственного меда.

14. Палочка Коха является возбудителем: а) гриппа; б) оспа; в) пневмонии; г) туберкулеза легких; д) столбняка.

15. Организмы, принимавшие основное участие в формировании меловых отложений, это: а) радиолярии; б) кокколитофоры; в) коралловые полипы; г) трилобиты.

16. Жизненный цикл малярийного плазмодия протекает:

а) в пресной воде, в слюнных железах малярийного комара, в крови человека;

б) в слюнных железах малярийного комара, в крови малярийного комара,  в кишечнике человека;

в) в клетках печени человека, в крови человека, в кишечнике малярийного комара;

г) в клетках печени человека, в крови малярийного комара, в слюнных железах малярийного комара.

17. Хлорелла размножается:

а) половым и бесполым способами;

б) только бесполым способом;

в) в благоприятных условиях только бесполым способом, а в неблагоприятных – половым;

г) другим способом.

18. Электрическая волна, бегущая по нервному волокну, - это:

а) нервный импульс, б) торможение; в) возбуждение; г) рефлекс; д) таксис.

19. Глюкагон синтезируется в поджелудочной железе:

а) α-клетками; б) β-клетками; в) С-клетками; г) D-клетками; д) β- и С-клетками.

20. Миелиновая оболочка, окружающая отростки нервных клеток, богата:

а) СaCO3; б) коллагеном; в) липидами; г) полисахаридами; д) хитином.

21. Какова роль соматической нервной системы?

а) управление движениями; б) управление слюнными железами; в) управление работой сердца; г) управление работой желудка; д)  стимуляция перистальтики кишечника.

22. Медиатор, обеспечивающий нервно-мышечную передачу к соматической мускулатуре позвоночных: а) ацетилхолин; б) норадреналин; в) прогестерон; г) дофамин; д) серотонин.

23. Какой гормон регулирует обмен углеводов, белков, жиров и  в каких из желез он синтезируется?

а) тироксин в щитовидной железе;

б) инсулин в поджелудочной железе;

в) адреналин в надпочечниках;

г) соматотропин в гипофизе;

д) серотонин в эпифизе.

24. Нервные узлы образованы: а) аксонами; б) телами нейронов; в) нервами; г) нервными волокнами; д) глиоцитами.

25. Поперечнополосатые волокна свойственны мышцам, которые обеспечивают: а) повороты глазного яблока; б) сжатие стенок лимфатических сосудов; в) сужение зрачка; г) расширение зрачка.

Задание 2. Каждому из определений подберите необходимый термин и запишите его:     (15 баллов)

1. Ткань сосудистых растений, проводящая органические вещества от места их образования к другим тканям.

2. Половые железы; органы, образующие половые клетки (яйцеклетки и сперматозоиды) у человека и животных.

3. Споры наружного происхождения у плесневых грибов.

4. Организм, имеющий одновременно мужскую и женскую половые системы.

5. Совокупность твердых тканей, служащих опорой тела или его отдельных частей, а также защищающих тело от механических повреждений. (Может находится как внутри организма, так и снаружи).

6. Любые бактерии палочковидной формы.

7. Симбиоз мицелия гриба и корней высшего растения.

8. Покоящаяся стадия бактерии.

9. Образование, в котором содержится зеленый пигмент протистов.

10. Общее название различных по форме, строению  и функциям выростов клеток эпидермы растений – волосков, чешуек, нектарников и т. п.

11. Нейроны, передающие нервные импульсы с чувствительных нейронов на двигательные.

12. Наружный слой осевого цилиндра корня, представляющий собой образовательную ткань с меристематической активностью.

13. Пигментные клетки у млекопитающих.

14. Сетчатое соединение нервных волокон в составе соматических и вегетативных нервов.

15. Тонкий внутренний слой соединительной ткани  кожных покровов хордовых.

Задание 3. Выберите правильные утверждения. Запишите их номера.    (7,5 баллов)

1. Острицы не имеют пищеварительной системы и всасывают готовую пищу всей поверхностью тела.

2. Для первичной коры корня характерно отсутствие проводящих тканей.

3. Для вольвокса характерно половое размножение.

4. Бесполое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

5. Все виды сосальщиков являются гермафродитами.

6. Целом выполняет функцию гидроскелета.

7. Пояски Каспари находятся в клетках ксилемы корня.

8. Наличие крючьев на вершине сколекса некоторых ленточных червей является приспособлением к паразитизму.

9. Медузы – это особи бесполого поколения некоторых кишечнополостных, ведущие преимущественно свободноплавающий образ жизни.

10. Цикл развития аскариды происходит без смены хозяев.

11. Во время сна деятельность мозга прекращается.

12. Инсулин и адреналин повышают содержание глюкозы в крови человека.

13. Лимфа – соединительная ткань.

14. Клетки нейроглии, образуя скопления, создают ганглии.

15. Миокард образован поперечнополосатыми кардиомиоцитами.

Задание 4. Классифицируйте яблоню лесную, расположив в порядке иерархичности (начиная с наименьшего ранга) пять подходящих элементов из предложенных:

  1. род Яблоня;                                       5) семейство Розовые;
  2. тип Цветковые;                               6) класс Однодольные;
  3. царство Растения;                            7) семейство Пасленовые;
  4. класс Двудольные                           8) отдел Покрытосеменные.           (3 балла)

Задание 5. Соотнесите клетки с тканями, для которых они характерны.        (5 баллов)

Клетка

Ткань

  1. Липоциты
  2. Ретикулоциты
  3. Меланоциты
  4. Хондроциты
  5. Остеоциты
  6. Нейроглиальные
  7. Гистиоциты
  8. Фиброциты
  9. Тучная клетка
  10. Эозинофил

а) кровь

б) рыхлая соединительная

в) пигментная

г) костная

д) жировая

е) ретикулярная

ж) хрящевая

з) нервная

                                                                                                                                                                                                                                                      

Задание 6.     Заполните таблицу «Сравнительная характеристика грибов».

Признаки для сравнения

Шляпочные грибы

Плесневые грибы

Грибы-паразиты

Общие признаки

Среда обитания

Строение

Способ питания

 Размножение

Распространение

Значение

                                                                                                                           (4 балла)

Задание 7. Расположите последовательно этапы жизненного цикла аскариды человеческой, начиная с момента попадания яйца в желудок.

1. Яйцо.

2. Желудок.

3. Бронхи и трахея.

4. Вены большого круга кровообращения.

5. Взрослый  червь.

6. Легкие.

7. Кишечник.

8. Личинка.

9. Сердце.

10. Артерии малого круга кровообращения.

11. Глотка.                                                                                                                   (4 балла)

Задание 8. Выберите признаки, характеризующие гипофиз  и гипоталамус, вписав соответствующие цифры в таблицу.

1. Содержит железистую ткань. 2. Связан с гипоталамусом. 3. Регулирует артериальное давление. 4. Регулирует функцию гипофиза. 5. Участвует в регуляции температуры тела. 6. Вырабатывает АКТГ. 7. Входит в состав промежуточного мозга. 8. Вырабатывает рилизинг-гормоны (нейрогормоны).

Гипофиз

Гипоталамус

                                                                                                                                       (5 баллов)     

Задание 9. Установите последовательность передачи нервного импульса при возникновении условного слюноотделительного рефлекса у человека, выбрав необходимые элементы из предложенных.

А – вид лимона;                                                      Д – афферентный нейрон;

Б -  продолговатый мозг:                                        Е -  эфферентный нейрон;

В -  рецепторы сетчатки глаза;                              Ж – усиление секреции слюнных желез;

Г – кора больших полушарий;                               З – хеморецепторы языка.

                                                                                                                                             (3 балла)

Задание 10. Ответьте на вопросы: а) Так называемый «детектор лжи» предназначен для определения того, говорит ли человек правду, отвечая на специально задаваемые вопросы. Каков принцип работы такого прибора? (3 балла)

б) У новорожденных детей можно вызвать некоторые примитивные рефлексы, которые осуществляются спинным мозгом. У взрослого человека эти рефлексы отсутствуют. Предположите, с чем это может быть связано? (3 балла)

Задание 11. Укажите, что обозначено на рисунках цифрами:

Рисунок 1

                                                                                                                                  (5,5 баллов)

Рисунок 2

а) Рассмотрите предложенный рисунок и запишите названия указанных желез.

б) Перечислите гормоны, которые вырабатывают эти железы.      (5 баллов)

Рисунок 3. Определите, какие цифры на рисунке соответствуют перечисленным структурным составляющим нейрона.

Ядро -       ; перехват Ранвье -      ; клетка Шванна -      ; нервное окончание -      ; дендриты -      ; начальные сегменты аксона -         .                                                                                              (2,5 балла)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.