Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

В помощь воспитателю

Дата: 25 мая 2016 в 16:11, Обновлено 26 мая 2016 в 10:02

Формирование профессиональной компетенции педагогов через самообразование.

Одним из условий повышения качества работы ДУ является правильно

организованная работа по самообразованию. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка. Педагогу не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года углубленно заниматься проблемой, решение которой вызывает определенные затруднения или которая является предметом его собственного интереса.

Самообразование педагога  многообразно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования могут быть:

  • ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • изучение учебной и научно-методической литературы;
  • ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, физиологии;
  • изучение новых программ и педагогических технологий;
  • ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • повышение педагогического уровня по определенному направлению работы;

Иногда задают вопрос: все ли должны заниматься самообразованием? Педагогическая профессия требует постоянного совершенствования, постоянного движения вперед, поэтому только период обучения в педагогическом учебном заведении или на курсах повышения квалификации выполняет функцию самообразования и заменяет его, в остальное время педагог целенаправленно работает самостоятельно.

В инструктивно-методическом письме Министерства образования РБ к 2010-2011 учебному году сказано, что приоритетным направлением работы является повышение профессиональной компетентности кадров. Изучение деятельности педагогических коллективов республики показало, что вопросы самообразования остаются на достаточно низком уровне.

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию и целенаправленной работе по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и к обретению новых профессиональных

навыков и умений в соответствии с современными требованиями педагогической и психологической науки.

Методическая работа по организации самообразования может включать:

-самодиагностику;

-выбор темы, целей и задач по самообразованию;

-определение содержания работы по самообразованию, вопросов для самостоятельного углубленного изучения;

-самоконтроль, самоанализ и самоконтроль выполнения запланированного;

-определение перспектив творческого роста, рекомендации по изучению и анализу результативности своей работы;

Тематику по самообразованию следует отбирать в соответствии со стажем работы, профессиональным мастерством. Самообразование невозможно без умения формулировать цель, конкретизировать проблему, фокусировать свое внимание на главном, творчески переосмысливать  программу обучения и приобретаемые знания.

Этапы и содержание деятельности по самообразованию:

На первом этапе формируется потребность в самообразовании. Ставится цель и задачи самообразования.

Второй этап – теоретическое изучение проблемы. Подготовка условий для работы: тематическая подборка  научно-методической и художественной литературы, видеозаписей, материалов из опыта работы и др. Практическая деятельность воспитателя включает в себя: изготовление пособий и атрибутов, организацию и проведение практической работы с детьми, мероприятий для детей и родителей и т.д.

Результаты самообразования могут быть представлены в форме:

-консультаций для сотрудников ДУ;

-выступлений на заседаниях педагогического совета;

-открытых занятий и других мероприятий;

-картотеке по проблематике изучаемого вопроса;

-игр и пособий;

-рекомендаций по проведению образовательной работы;

-выставку работ  детей или педагога;

-оформленного передового педагогического опыта;

Основными критериями самообразования педагога являются: творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс, качество образовательного процесса, положительная динамика показателей развития дошкольников.

Самообразование дает положительный результат в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически.

Самообразование- это абсолютно добровольная деятельность педагога,

вызванная его внутренней мотивацией. Оно не должно сводиться к ведению тетрадей, папок по самообразованию. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом для повышения профессионального мастерства педагога, развития его личности.

 

Требования к современному занятию.

1.Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

2. Обеспечение условий предметно-развивающей среды для развития познавательной  деятельности.

3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

4.Установление интегрированных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

5. Связь с прошлым занятием и опора на достигнутый ребенком уровень.

6. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

7. Логика построения занятия, единая линия содержания.

8. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

9. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

10. Развитие умений детей  самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

Методы повышения познавательной активности.

  • Элементарный анализ (установление причинно-следственных  связей)
  • Сравнение.
  • Метод моделирования и конструирования.
  • Метод вопросов.
  • Метод повторения.
  • Решение логических задач.
  • Экспериментирование и опыты.

 

Методы повышения эмоциональной активности.

  • Игровые и воображаемые ситуации.
  • Придумывание сказок, рассказов, стихотворений,   загадок и т.д.
  • Игры-драматизации.
  • Сюрпризные моменты.
  • Элементы творчества и новизны.
  • Юмор и шутка (учебные комиксы).

Методы обучения и развития творчества

Эмоциональная насыщенность окружения.

  • Мотивирование детской деятельности.
  • Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).
  • Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее).
  • Игровые приемы.
  • Юмор и шутка.
  • Экспериментирование.
  • Проблемные ситуации и задачи.
  • Неясные знания (догадки).
  • Предположения (гипотезы).

Оценка эффективности занятия.

  1. Профессиональные качества воспитателя:
  2. Знание предмета и общая эрудиция;
  3. Уровень педагогического и методического мастерства;
  4. Культура речи (грамотность, темп, дикция, образность, эмоциональность и т.д.)
  5. Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с детьми;
  6. Внешний вид, мимика, позы и жесты.
  7. Оценка деятельности воспитанников на занятии:
  8. Степень познавательной активности, проявления творчества и самостоятельности;
  9. Наличие и эффективность групповой и индивидуальных форм работы (взаимоотношения детей на занятии; сотрудничество и сотворчество);
  10. Организованность и заинтересованность детей материалом занятия.
  11. Оценка содержания занятия:

* целесообразность отбора содержания занятия педагогом;

* дидактические принципы и их реализация (научность, доступность, актуальность знаний и связь с жизнью);

* оптимальность объема материала.

  1. Оценка эффективности занятия:

*рациональность использования времени (оптимальный темп, смена видов деятельности);

* степень целесообразности и эффективность использования наглядного материала (демонстрационного и раздаточного)и ТСО;

*эффективность использования методов и организационных форм занятия.

* уровень обратной связи в ходе занятия.

* оценка и контроль воспитателя за детьми.

* степень эстетического воздействия на детей.

* оценка соблюдения норм гигиены и техники безопасности.

        5. Оценка достижения цели и результативность занятия:

* степень конкретности цели и задач (их формулировка для детей).

* реальность, целесообразность и достижимость цели;

* степень взаимодействия с детьми (воспитательная и обучающая составляющая: чему и в какой степени научились, что способствовало воспитанию).

* степень влияния содержания занятия на развитие детей (что способствовало их развитию и в какой степени).

 

Методика проведения прогулки с детьми летом.

Напомню, что методика – это совокупность методов обучения (прямого или косвенного воздействия), направленных на практическое выполнение или усвоение чего-либо.

 Дети на прогулке попадают в частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств среду. Это следует использовать для развития и воспитания детей. Первое, с чем встречается ребенок на прогулке, - это огромный мир природы, с которым его необходимо познакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно относиться.

Основной метод обучения – это наблюдение. Ежедневно необходимо проводить запланированные наблюдения за изменениями  природы с детьми.  Помимо этого, на протяжении всего времени прогулки воспитатель должен уточнять, закреплять знания, полученные детьми не только в ходе организованных наблюдений, но и в процессе собственных наблюдений.

 Наблюдательность предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но на прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих моментов. Удержать внимание детей очень непросто. Поэтому наблюдения должны быть короткими (не более 7-10 минут), яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций детей при виде их; во-первых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства.

  Чтобы продлить интерес к рассматриванию, воспитатель должен привлекать детей к активным высказываниям и действиям путем постановки вопросов, собственной заинтересованностью происходящим; вызывая сопереживание, сочувствие, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Главное – не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов природного окружения.

Интерес к ежедневным наблюдениям должен поддерживаться тем, что детям каждый раз следует предлагать новый объект для непосредственного ознакомления. Наблюдения за растениями, животными, птицами и насекомыми перемежаются знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью. Целевые прогулки за пределы участка также способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.

Наблюдения за растениями.

Знакомство  с многообразием растительного мира начинается с самого яркого и впечатлительного – с цветов. На протяжении довольно длительного времени (с весны до поздней осени) детей неизменно привлекают их яркие краски, запахи, непрерывная сменяемость видов.

Воспитатель обращает внимание детей на цветы на клумбах. Медленно обходя вокруг клумбы дети отыскивают цветы разного цвета, формы, запаха.

При этом следует отметить, что листья у всех цветов одинакового цвета- желтого.

Затем задания усложняются: отыскать 1-2 цветка по названию (тюльпан, колокольчик), отыскать тюльпаны разной расцветки, называя ее.

Помогая старшим детям выделять основные части растения, воспитатель предлагает им проводить пальцем и называть: «Стебель, листья и т.д.».

Во время целевых прогулок к огородным грядкам дети открывают для себя, что одни  овощи видны, они красуются на грядках, другие нужно разыскивать в листве. Почему трудно отыскать огурец, решают все вместе. Некоторые овощи сидят глубоко в земле, их вытащить непросто. Стараясь вытащить морковь, дети начинают понимать смысл вовремя сказанной загадки про нее. Начинают различать овощи по характерным признакам формы, цвету и величине. Можно предложить детям обследовать те или иные овощи: погладить (гладкая репа, шероховатый огурец), надавить (твердый), попробовать на вкус. Дети с помощью взрослого решают, какие овощи едят сырыми, какие нужно варить. К такому разговору подготавливает их стихотворение Ю.Тувима «Овощи». Все вместе вспоминают, кто из животных любит грызть морковку, капусту. Младшие дети учатся называть 3-5 овощей, старшие – до 7-8.

Дети знают, где растут яблоки, сливы, смородина, клубника. Если есть возможность, следует показать им цветущие и плодоносящие фруктовые деревья. Объяснить, что эти цветы не рвут, потом из них получаются плоды.

Обращая внимание детей на незрелые ягоды смородины уместно рассказать фрагмент сказки К.Ушинского «Умей обождать». Художественное слово способствует лучшему усвоению новых понятий. Теперь уже каждый раз, заметив незрелую ягоду, дети будут произносить: «Умей обождать!».

Показывая яркие крупные ягоды малины, воспитатель рассказывает, что малину любят все: и люди, и птицы, и медведь. Уточняет: кусты колючие, ветви густые, не так просто добыть сладкую ягоду.

Знакомя детей с кустом, воспитатель отмечает: у куста тоненькие веточки, на них растут листья. Дети аккуратно дотрагиваются до них. Следует отметить отличительные особенности дерева: «Высокое, ветки толстые, листья не достать – высоко. Можно потрогать лишь ствол. У одних деревьев он тонкий: можно обхватить руками, а у других – толстый. Нужно вдвоем взяться за руки, тогда обхватишь такой ствол. Рассматривая с детьми дерево, следует пояснить : «Дуб высокий, дерево-великан, могучий богатырь. Налетит ветер, закачает деревья, а дуб стоит, не шелохнется. Только листья пошелестят и успокоятся».

 В другой раз все останавливаются у березы. Дети самостоятельно отмечают: береза высокая, ствол тонкий, белый. По предложению воспитателя они проводят руками по стволу, слушают пояснения: «Гладкий, шелковистый ствол».

 Наблюдения за животными объектами требуют более тщательной подготовки. Сюда относятся: наблюдения за птицами домашними и дикими, домашними животными и их детенышами, дикими животными (ежик, черепаха).

Каждое новое наблюдение должно дополнять, расширять сведения о животных. Дети должны научиться называть части тела, характерные особенности, имитировать движения животных и птиц, получать знания воспитательного характера (забота о животных, чуткое отношение к живым существам.)

Наблюдения за птицами – благодатный материал для формирования у детей стойкого желания заботиться о живых существах, охранять их. Своим видом, поведением, голосовыми реакциями птицы вызывают ярко выраженную симпатию, желание заботиться о них, защищать птиц, что оказывает воспитателю неоценимую услугу в становлении черт характера каждого ребенка.

 Наблюдения за насекомыми являются интересными и особенно необычными.

 Крохотные существа вызывают у детей противоречивые чувства. С одной стороны восторг и радость при виде мотылька, божьей коровки, с другой стороны – настороженность и даже враждебность (к жуку, гусенице). Беззащитность, внешний вид, движения, издаваемые звуки, доступность насекомых вызывают интерес и желание сжать, попытаться оторвать крылышко и т.д. Взрослый должен быть  внимательным, не допускать, чтобы дети брали насекомых в руки (могут схватить и пчелу); объяснить, что насекомому будет больно, к тому же нельзя букашке мешать – у каждого насекомого свои дела. Если кто-то хочет ближе познакомиться с насекомыми, предупредить: это нужно делать осторожно, потихоньку приблизившись, не обижая и не мешая маленькому существу.

Увидев бабочку, дети приходят в восторг. Взрослый предлагает полюбоваться, какие у нее красивые крылышки, как она порхает, перелетает с цветка на цветок. Все решают: бабочка – живой цветок. Можно организовать наблюдение за бабочкой, посадив ее в большую стеклянную банку, внутри которой помещают небольшую ветку, спрыснутую сахарным сиропом. Сверху банку прикрывают марлей. Дети располагаются вокруг. Взрослый медленно поворачивает банку, чтобы было видно всем. Показывая на крылышки бабочки, головку с хоботком, комментирует: «Осторожно перебирает бабочка лапками по ветке, взмахивает крылышками, хоботком пробует листики – пьет сок». Объясняет , что в руки ее брать нельзя, можно поломать хрупкие крылышки. В конце обязательно нужно осторожно достать из банки веточку с бабочкой, сказать вместе с детьми: «Лети к своим друзьям! Прилетай еще к нам в гости!».

Таким же образом, рекомендуется наблюдать за другими насекомыми.

 Наблюдая за сезонными и погодными явлениями в природе, следует отметить, что летом солнце светит ярко. Всюду цветут цветы: на клумбе, в поле, на лесной полянке. Вокруг порхают бабочки, мотыльки, они – как живые цветы. И сами дети в ярких одеждах – как цветы. Все нарядное, красивое. Лето – красное, красивое. А что значит «солнце припекает?» Где лучше книжку читать, рисовать: в тени под деревьями или на площадке перед верандой? А почему дети стали похожи на шоколадки? Это все солнце жаркое постаралось.

Методика проведения прогулки с детьми летом.

Напомню, что методика – это совокупность методов обучения (прямого или косвенного воздействия), направленных на практическое выполнение или усвоение чего-либо.

 Дети на прогулке попадают в частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств среду. Это следует использовать для развития и воспитания детей. Первое, с чем встречается ребенок на прогулке, - это огромный мир природы, с которым его необходимо познакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно относиться.

Основной метод обучения – это наблюдение. Ежедневно необходимо проводить запланированные наблюдения за изменениями  природы с детьми.  Помимо этого, на протяжении всего времени прогулки воспитатель должен уточнять, закреплять знания, полученные детьми не только в ходе организованных наблюдений, но и в процессе собственных наблюдений.

 Наблюдательность предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но на прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих моментов. Удержать внимание детей очень непросто. Поэтому наблюдения должны быть короткими (не более 7-10 минут), яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций детей при виде их; во-первых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства.

  Чтобы продлить интерес к рассматриванию, воспитатель должен привлекать детей к активным высказываниям и действиям путем постановки вопросов, собственной заинтересованностью происходящим; вызывая сопереживание, сочувствие, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Главное – не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов природного окружения.

Интерес к ежедневным наблюдениям должен поддерживаться тем, что детям каждый раз следует предлагать новый объект для непосредственного ознакомления. Наблюдения за растениями, животными, птицами и насекомыми перемежаются знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью. Целевые прогулки за пределы участка также способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.

Наблюдения за растениями.

Знакомство  с многообразием растительного мира начинается с самого яркого и впечатлительного – с цветов. На протяжении довольно длительного времени (с весны до поздней осени) детей неизменно привлекают их яркие краски, запахи, непрерывная сменяемость видов.

Воспитатель обращает внимание детей на цветы на клумбах. Медленно обходя вокруг клумбы дети отыскивают цветы разного цвета, формы, запаха.

При этом следует отметить, что листья у всех цветов одинакового цвета- желтого.

Затем задания усложняются: отыскать 1-2 цветка по названию (тюльпан, колокольчик), отыскать тюльпаны разной расцветки, называя ее.

Помогая старшим детям выделять основные части растения, воспитатель предлагает им проводить пальцем и называть: «Стебель, листья и т.д.».

Во время целевых прогулок к огородным грядкам дети открывают для себя, что одни  овощи видны, они красуются на грядках, другие нужно разыскивать в листве. Почему трудно отыскать огурец, решают все вместе. Некоторые овощи сидят глубоко в земле, их вытащить непросто. Стараясь вытащить морковь, дети начинают понимать смысл вовремя сказанной загадки про нее. Начинают различать овощи по характерным признакам формы, цвету и величине. Можно предложить детям обследовать те или иные овощи: погладить (гладкая репа, шероховатый огурец), надавить (твердый), попробовать на вкус. Дети с помощью взрослого решают, какие овощи едят сырыми, какие нужно варить. К такому разговору подготавливает их стихотворение Ю.Тувима «Овощи». Все вместе вспоминают, кто из животных любит грызть морковку, капусту. Младшие дети учатся называть 3-5 овощей, старшие – до 7-8.

Дети знают, где растут яблоки, сливы, смородина, клубника. Если есть возможность, следует показать им цветущие и плодоносящие фруктовые деревья. Объяснить, что эти цветы не рвут, потом из них получаются плоды.

Обращая внимание детей на незрелые ягоды смородины уместно рассказать фрагмент сказки К.Ушинского «Умей обождать». Художественное слово способствует лучшему усвоению новых понятий. Теперь уже каждый раз, заметив незрелую ягоду, дети будут произносить: «Умей обождать!».

Показывая яркие крупные ягоды малины, воспитатель рассказывает, что малину любят все: и люди, и птицы, и медведь. Уточняет: кусты колючие, ветви густые, не так просто добыть сладкую ягоду.

Знакомя детей с кустом, воспитатель отмечает: у куста тоненькие веточки, на них растут листья. Дети аккуратно дотрагиваются до них. Следует отметить отличительные особенности дерева: «Высокое, ветки толстые, листья не достать – высоко. Можно потрогать лишь ствол. У одних деревьев он тонкий: можно обхватить руками, а у других – толстый. Нужно вдвоем взяться за руки, тогда обхватишь такой ствол. Рассматривая с детьми дерево, следует пояснить : «Дуб высокий, дерево-великан, могучий богатырь. Налетит ветер, закачает деревья, а дуб стоит, не шелохнется. Только листья пошелестят и успокоятся».

 В другой раз все останавливаются у березы. Дети самостоятельно отмечают: береза высокая, ствол тонкий, белый. По предложению воспитателя они проводят руками по стволу, слушают пояснения: «Гладкий, шелковистый ствол».

 Наблюдения за животными объектами требуют более тщательной подготовки. Сюда относятся: наблюдения за птицами домашними и дикими, домашними животными и их детенышами, дикими животными (ежик, черепаха).

Каждое новое наблюдение должно дополнять, расширять сведения о животных. Дети должны научиться называть части тела, характерные особенности, имитировать движения животных и птиц, получать знания воспитательного характера (забота о животных, чуткое отношение к живым существам.)

Наблюдения за птицами – благодатный материал для формирования у детей стойкого желания заботиться о живых существах, охранять их. Своим видом, поведением, голосовыми реакциями птицы вызывают ярко выраженную симпатию, желание заботиться о них, защищать птиц, что оказывает воспитателю неоценимую услугу в становлении черт характера каждого ребенка.

 Наблюдения за насекомыми являются интересными и особенно необычными.

 Крохотные существа вызывают у детей противоречивые чувства. С одной стороны восторг и радость при виде мотылька, божьей коровки, с другой стороны – настороженность и даже враждебность (к жуку, гусенице). Беззащитность, внешний вид, движения, издаваемые звуки, доступность насекомых вызывают интерес и желание сжать, попытаться оторвать крылышко и т.д. Взрослый должен быть  внимательным, не допускать, чтобы дети брали насекомых в руки (могут схватить и пчелу); объяснить, что насекомому будет больно, к тому же нельзя букашке мешать – у каждого насекомого свои дела. Если кто-то хочет ближе познакомиться с насекомыми, предупредить: это нужно делать осторожно, потихоньку приблизившись, не обижая и не мешая маленькому существу.

Увидев бабочку, дети приходят в восторг. Взрослый предлагает полюбоваться, какие у нее красивые крылышки, как она порхает, перелетает с цветка на цветок. Все решают: бабочка – живой цветок. Можно организовать наблюдение за бабочкой, посадив ее в большую стеклянную банку, внутри которой помещают небольшую ветку, спрыснутую сахарным сиропом. Сверху банку прикрывают марлей. Дети располагаются вокруг. Взрослый медленно поворачивает банку, чтобы было видно всем. Показывая на крылышки бабочки, головку с хоботком, комментирует: «Осторожно перебирает бабочка лапками по ветке, взмахивает крылышками, хоботком пробует листики – пьет сок». Объясняет , что в руки ее брать нельзя, можно поломать хрупкие крылышки. В конце обязательно нужно осторожно достать из банки веточку с бабочкой, сказать вместе с детьми: «Лети к своим друзьям! Прилетай еще к нам в гости!».

Таким же образом, рекомендуется наблюдать за другими насекомыми.

 Наблюдая за сезонными и погодными явлениями в природе, следует отметить, что летом солнце светит ярко. Всюду цветут цветы: на клумбе, в поле, на лесной полянке. Вокруг порхают бабочки, мотыльки, они – как живые цветы. И сами дети в ярких одеждах – как цветы. Все нарядное, красивое. Лето – красное, красивое. А что значит «солнце припекает?» Где лучше книжку читать, рисовать: в тени под деревьями или на площадке перед верандой? А почему дети стали похожи на шоколадки? Это все солнце жаркое постаралось.

 Методика проведения прогулки с детьми летом.

Напомню, что методика – это совокупность методов обучения (прямого или косвенного воздействия), направленных на практическое выполнение или усвоение чего-либо.

 Дети на прогулке попадают в частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств среду. Это следует использовать для развития и воспитания детей. Первое, с чем встречается ребенок на прогулке, - это огромный мир природы, с которым его необходимо познакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно относиться.

Основной метод обучения – это наблюдение. Ежедневно необходимо проводить запланированные наблюдения за изменениями  природы с детьми.  Помимо этого, на протяжении всего времени прогулки воспитатель должен уточнять, закреплять знания, полученные детьми не только в ходе организованных наблюдений, но и в процессе собственных наблюдений.

 Наблюдательность предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но на прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих моментов. Удержать внимание детей очень непросто. Поэтому наблюдения должны быть короткими (не более 7-10 минут), яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций детей при виде их; во-первых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства.

  Чтобы продлить интерес к рассматриванию, воспитатель должен привлекать детей к активным высказываниям и действиям путем постановки вопросов, собственной заинтересованностью происходящим; вызывая сопереживание, сочувствие, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Главное – не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов природного окружения.

Интерес к ежедневным наблюдениям должен поддерживаться тем, что детям каждый раз следует предлагать новый объект для непосредственного ознакомления. Наблюдения за растениями, животными, птицами и насекомыми перемежаются знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью. Целевые прогулки за пределы участка также способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.

Наблюдения за растениями.

Знакомство  с многообразием растительного мира начинается с самого яркого и впечатлительного – с цветов. На протяжении довольно длительного времени (с весны до поздней осени) детей неизменно привлекают их яркие краски, запахи, непрерывная сменяемость видов.

Воспитатель обращает внимание детей на цветы на клумбах. Медленно обходя вокруг клумбы дети отыскивают цветы разного цвета, формы, запаха.

При этом следует отметить, что листья у всех цветов одинакового цвета- желтого.

Затем задания усложняются: отыскать 1-2 цветка по названию (тюльпан, колокольчик), отыскать тюльпаны разной расцветки, называя ее.

Помогая старшим детям выделять основные части растения, воспитатель предлагает им проводить пальцем и называть: «Стебель, листья и т.д.».

Во время целевых прогулок к огородным грядкам дети открывают для себя, что одни  овощи видны, они красуются на грядках, другие нужно разыскивать в листве. Почему трудно отыскать огурец, решают все вместе. Некоторые овощи сидят глубоко в земле, их вытащить непросто. Стараясь вытащить морковь, дети начинают понимать смысл вовремя сказанной загадки про нее. Начинают различать овощи по характерным признакам формы, цвету и величине. Можно предложить детям обследовать те или иные овощи: погладить (гладкая репа, шероховатый огурец), надавить (твердый), попробовать на вкус. Дети с помощью взрослого решают, какие овощи едят сырыми, какие нужно варить. К такому разговору подготавливает их стихотворение Ю.Тувима «Овощи». Все вместе вспоминают, кто из животных любит грызть морковку, капусту. Младшие дети учатся называть 3-5 овощей, старшие – до 7-8.

Дети знают, где растут яблоки, сливы, смородина, клубника. Если есть возможность, следует показать им цветущие и плодоносящие фруктовые деревья. Объяснить, что эти цветы не рвут, потом из них получаются плоды.

Обращая внимание детей на незрелые ягоды смородины уместно рассказать фрагмент сказки К.Ушинского «Умей обождать». Художественное слово способствует лучшему усвоению новых понятий. Теперь уже каждый раз, заметив незрелую ягоду, дети будут произносить: «Умей обождать!».

Показывая яркие крупные ягоды малины, воспитатель рассказывает, что малину любят все: и люди, и птицы, и медведь. Уточняет: кусты колючие, ветви густые, не так просто добыть сладкую ягоду.

Знакомя детей с кустом, воспитатель отмечает: у куста тоненькие веточки, на них растут листья. Дети аккуратно дотрагиваются до них. Следует отметить отличительные особенности дерева: «Высокое, ветки толстые, листья не достать – высоко. Можно потрогать лишь ствол. У одних деревьев он тонкий: можно обхватить руками, а у других – толстый. Нужно вдвоем взяться за руки, тогда обхватишь такой ствол. Рассматривая с детьми дерево, следует пояснить : «Дуб высокий, дерево-великан, могучий богатырь. Налетит ветер, закачает деревья, а дуб стоит, не шелохнется. Только листья пошелестят и успокоятся».

 В другой раз все останавливаются у березы. Дети самостоятельно отмечают: береза высокая, ствол тонкий, белый. По предложению воспитателя они проводят руками по стволу, слушают пояснения: «Гладкий, шелковистый ствол».

 Наблюдения за животными объектами требуют более тщательной подготовки. Сюда относятся: наблюдения за птицами домашними и дикими, домашними животными и их детенышами, дикими животными (ежик, черепаха).

Каждое новое наблюдение должно дополнять, расширять сведения о животных. Дети должны научиться называть части тела, характерные особенности, имитировать движения животных и птиц, получать знания воспитательного характера (забота о животных, чуткое отношение к живым существам.)

Наблюдения за птицами – благодатный материал для формирования у детей стойкого желания заботиться о живых существах, охранять их. Своим видом, поведением, голосовыми реакциями птицы вызывают ярко выраженную симпатию, желание заботиться о них, защищать птиц, что оказывает воспитателю неоценимую услугу в становлении черт характера каждого ребенка.

 Наблюдения за насекомыми являются интересными и особенно необычными.

 Крохотные существа вызывают у детей противоречивые чувства. С одной стороны восторг и радость при виде мотылька, божьей коровки, с другой стороны – настороженность и даже враждебность (к жуку, гусенице). Беззащитность, внешний вид, движения, издаваемые звуки, доступность насекомых вызывают интерес и желание сжать, попытаться оторвать крылышко и т.д. Взрослый должен быть  внимательным, не допускать, чтобы дети брали насекомых в руки (могут схватить и пчелу); объяснить, что насекомому будет больно, к тому же нельзя букашке мешать – у каждого насекомого свои дела. Если кто-то хочет ближе познакомиться с насекомыми, предупредить: это нужно делать осторожно, потихоньку приблизившись, не обижая и не мешая маленькому существу.

Увидев бабочку, дети приходят в восторг. Взрослый предлагает полюбоваться, какие у нее красивые крылышки, как она порхает, перелетает с цветка на цветок. Все решают: бабочка – живой цветок. Можно организовать наблюдение за бабочкой, посадив ее в большую стеклянную банку, внутри которой помещают небольшую ветку, спрыснутую сахарным сиропом. Сверху банку прикрывают марлей. Дети располагаются вокруг. Взрослый медленно поворачивает банку, чтобы было видно всем. Показывая на крылышки бабочки, головку с хоботком, комментирует: «Осторожно перебирает бабочка лапками по ветке, взмахивает крылышками, хоботком пробует листики – пьет сок». Объясняет , что в руки ее брать нельзя, можно поломать хрупкие крылышки. В конце обязательно нужно осторожно достать из банки веточку с бабочкой, сказать вместе с детьми: «Лети к своим друзьям! Прилетай еще к нам в гости!».

Таким же образом, рекомендуется наблюдать за другими насекомыми.

 Наблюдая за сезонными и погодными явлениями в природе, следует отметить, что летом солнце светит ярко. Всюду цветут цветы: на клумбе, в поле, на лесной полянке. Вокруг порхают бабочки, мотыльки, они – как живые цветы. И сами дети в ярких одеждах – как цветы. Все нарядное, красивое. Лето – красное, красивое. А что значит «солнце припекает?» Где лучше книжку читать, рисовать: в тени под деревьями или на площадке перед верандой? А почему дети стали похожи на шоколадки? Это все солнце жаркое постаралось.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.