|
ГЛАВНОЕ-БЕЗОПАСНОСТЬ! ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Противопожарный Кот напоминает: отдых на воде может быть не только приятным, но и опасным! Будьте осторожны!
О недопустимости оставления своих детей без присмотра
Статья 159. Уголовного кодекса РБ
Самое большое наше богатство, за которое мы готовы пожертвовать собой, вкладывая в него всю свою душу – это дети. Мы радуемся, когда ребенок делает первые шаги, волнуемся, когда не все у него получается в школе. А сколько переживаний и тревог, когда ребенок заболел. Мы пытаемся представить, каким он будет и кем вырастет. Но мы не можем допустить и мысли о том, что может быть этому не суждено сбыться. Выпустив из виду свою кроху всего на мгновение, жизнь внезапно оборвется, а вместе с ней не станет и вашего будущего, и винить в случившемся будет некого, кроме самих себя. И узнавая из СМИ о трагедиях происшедших с чужими детьми, себя никто не представляет на месте убитых горем родителей.
Проблема гибели детей от пожаров затрагивает не только личные интересы граждан: родителей и родственников погибших, но и является важнейшей социальной проблемой общества и государства в целом.
Имеющийся опыт показывает, что в трех из четырех случаев гибель детей можно предотвратить.
В нашей стране показатели смертности детей от внешних причин, в том числе от пожаров, имеют тенденцию к уменьшению, что позволяет сделать вывод о повышении уровня безопасности для молодых белорусов.
Основным фактором, обуславливающим повышенный риск детской смертности от различного рода чрезвычайных ситуаций - оставление детей без присмотра.
Находясь на улице, водоеме, дома даже самый послушный ребенок, увлекшись игрой, забывает о том, что дорога, вода, огонь представляют опасность, которая может стоить ему жизни.
К сожалению, несмотря на страшные примеры, в большинстве своем родители недооценивают опасность неосторожного обращения с огнем. Забывая о том, что у детей нет опыта, дающего понимание опасности того или иного действия, нет навыков безопасного обращения с предметами, представляющими угрозу жизни и здоровью, отсутствует свойственная взрослым защитная реакция на возникшую опасность. Родители, оставляя на виду или в доступном для ребенка месте спички, зажигалки провоцируют детей на опасные игры.
«За последние месяцы увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними. Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия. ГУО «Озёрская средняя школа» в очередной раз напоминает о недопустимости оставления малолетних детей одних без присмотра! Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ. Знайте! Согласно части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.
Уважаемые родители! Напоминаем, что ответственность родителей за детей обуславливается обязанностью воспитывать своих детей, заботиться об их физическом и психическом здоровье, а также нравственном развитии».
Правовая ответственность за совершение подростками противоправных поступков
В настоящее время в Республике Беларусь за совершение противоправных поступков предусмотрены два вида ответственности: административная и уголовная
Административная и уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за совершение определенных правонарушений – с 14-летнего возраста.
Согласно части 1 статьи 4.2 КоАП физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:
- умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);
- оскорбление (статья 10.2);
- мелкое хищение (статья 11.1);
- умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);
- жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);
- мелкое хулиганство (статья 19.1).
Ответственность за совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность, несут его законные представители (родители или лица, их заменяющие) по части 1 статьи 10.3 КоАП «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей».
Совершение несовершеннолетними противоправного деяния и их последствия определены в Законе Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200 – З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон) и ему подведомственных нормативных актах.
Так, статьей 5 Закона определены категории несовершеннолетних, в отношении которых органами, учреждениями и иными организациями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводится индивидуальная профилактическая работа:
безнадзорные;
беспризорные;
занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
содержащиеся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, социально-педагогических учреждениях;
потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;
привлеченные к административной ответственности;
совершившие деяния, содержащие признаки административных правонарушений, но не достигших ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность;
в отношении которых приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний либо о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде в соответствии со статьей 426 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь уголовное дело частного обвинения;
подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
освобожденные от уголовной ответственности в силу утраты деянием общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, освобожденных от наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств, на основании актов амнистии или помилования;
освобожденные от уголовной ответственности с передачей их под наблюдение родителей, опекунов или попечителей;
осужденные с отсрочкой исполнения наказания, с условным неприменением наказания, без назначения наказания, условно-досрочно освобожденные от наказания;
осужденные с применением принудительных мер воспитательного характера;
осужденные с назначением наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы;
освобожденные из воспитательных колоний, арестных домов;
содержащиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях;
вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений.
Кроме этого в статье 5 Закона указано, что органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних.
Статьи 6 и 7 Закона регламентируют основания и сроки проведения и прекращения индивидуальной профилактической работы.
Следует отметить, что в 2021 году криминогенная обстановка в подростковой среде в сравнении с аналогичным периодом прошлого года характеризовалось снижением количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии
(- 49,1 %; с 53 до 27).