Здоровый образ жизни в детском саду
Сохранение здоровья и укрепление иммунитета ребенка в дошкольном возрасте являются важным условием формирования здоровой личности. До 7 лет человек проходит большой этап своего развития, который больше не повторится за всю его жизнь никогда. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от которого, по сути, зависит дальнейшая жизнь маленького человека. Поэтому ведение ЗОЖ в детском саду играет важнейшую роль в развитии ребенка.
Формирование любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья — одни из основных задач учреждения, где ребенок проводит максимальное количество времени, — детского сада. Оздоровление в детском саду предусматривает целый ряд мероприятий: утренняя гимнастика, прогулки и экскурсии, продуманное питание, разнообразные дидактические игры, способствующие познаванию основ ЗОЖ и его составляющих, а также множество повседневных занятий, приучающих ребенка заботиться о своем здоровье. Но формирование здорового образа жизни должно проводиться не только силами педагогов, воспитателей, психологов. Это большая цепочка, в которую обязательно должны быть включены родители. Что же они могут сделать для этого? Обеспечить необходимые условия здорового образа жизни.
- Пребывание на свежем воздухе. Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.
- Разнообразие питания. В рационе ребенка должны присутствовать овощи, фрукты, каши, молочные продукты. При этом любое принуждение недопустимо. Необходимо включать в рацион продукты, богатые витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Немаловажное значение имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.
- Соблюдение личной гигиены. Ребенку необходимо усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Лучше всего подать личный пример (уход за зубами дважды в день, мытье рук, подмывание, купание, смена белья).
- Регулярное закаливание. Необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.
- Соблюдение режима дня. Рациональный режим помогает работать всем органам также согласно режиму. Правильно организованный режим дня оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
- Спокойствие и любовь. Здесь можно выделить 2 аспекта: спокойствие должно царить в семье и сохраняться в детском саду. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье. Он должен знать, что дома его ждут и любят, тогда он сможет справиться с любой задачей. Что касается дошкольного учреждения, то поддержание мира и покоя обеспечивает в первую очередь воспитатель. Кроме того существует психолог, который помогает разрешить сложные ситуации.
- Формирование интереса к оздоровлению. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Необходимы развивающие игры, интересные рассказы о хорошем и плохом с подведением итогов.
Родителям следует помнить о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов Здоровый образ жизни
Методы воспитания полезной привычки
Педагоги дошкольного учреждения знакомят воспитанников с правилами гигиены, обучают их бережному отношению к своему здоровью при помощи таких мероприятий, как:
• Тематические игры;
• Спортивные соревнования;
• Творческие виды деятельности;
• Чтение специализированной литературы;
• Прогулки, режим дня;
• Мероприятия для закаливания.
Родители, в свою очередь, должны приучать детей к более частным моментам, а, точнее, к гигиеническому индивидуализму такими способами, как:
• Приобретение для ребенка отдельной расчески;
• Разделение понятий «Это моя постель, а это - твоя»;
• У ребенка должна быть личная зубная щетка.
Формирование у ребенка привычки к здоровому образу жизни - первостепенная задача любого детского сада и любой семьи. Также действия педагогов из детского сада ни в коем случае не должны противоречить семейным «урокам», иначе привычка не проявится, а ребенок, попросту, растеряется в различии требований со стороны обоих институтов воспитания. Нужно объяснить ребенку, что здоровый образ жизни - это не пустые слова и не очередная игра, которую затеяли веселые родители и воспитатели. Надо дать понять ребенку, что здоровый образ жизни - это нечто, наподобие путеводной звезды, какая-то база, которую освоил абсолютно каждый человек. Забота о здоровье окружающих Немаловажным пунктом, касающегося воспитания у маленького человека привычки здорового образа жизни, является умение заботиться не только о личном здоровье, но и о здоровье окружающих. Умение беспокоиться и заботиться о близком, а, может, и вовсе не знакомом человеке - очень ценное свойство человеческой души, которое можно и нужно развивать в дошкольном возрасте. Ребенок должен понимать, что умение ценить и оберегать свое здоровье является таким же важным, как и умение грамотно писать и читать.
Почему наши дети болеют?
Конечно, виновны вирусы и микробы, ведь они являются основой ОРВИ. Но не забывайте, что «тепличные» дети, выращенные в условиях теплых шапочек, комбинезончиков и обогревателей, полов с подогревом и персидских ковров, горячей воды в ванне и душе, езды в собственных автомобилях до детского сада и обратно – болеют чаще и дольше. Их иммунитет – настоящий лентяй! Цель – начать закаляться! Дети готовы к закаливанию с рождения, важно только выбрать постепенные методы. Временным противопоказанием для начала закаливания является острая инфекция или обострение хронической. Но это только до момента, пока ребенок не выздоровеет. Начать закаливать малыша можно прямо сегодня, но еще один важный принцип для любого закаливания – постепенность. Сначала можно купать малыша в теплой воде, по мере привыкания температуру можно опускать все ниже и ниже, пока ваш ребенок не начнет довольно активно плавать в прохладной воде. Один из отличных способов закаливания – это хождение босиком по полу. Научно доказано, что дети, которые дома ходят босиком в любое время года, болеют реже. Это объясняется тем, что на стопах есть рефлекторные точки, связанные со слизистой носа. Если малыш не закаленный, при переохлаждении ног его слизистая становится очень чувствительна к вирусам, и ребенок заболевает. Чаще снимайте тапочки и носки , пусть дома ноги отдыхают и закаляются. В любое время года полезно приучать малыша к прохладе, и по возможности не надевать на него много одежды. Помните: обмен веществ ребенка усилен и тепла он производит больше – поэтому там, где вам тепло, ему жарко. Укутанный и от этого вспотевший ребенок заболеет быстрее, чем легко одетый и отдающий тепло окружающей среде.
Как начать закаливать ребенка
Водные процедуры – это отличное закаливание. Начать можно с ванны и обливания ног и рук, игр с водой, а позже добавить к ним обливания из душа. Отличные игры в теплое время года – это брызгалки: запаситесь водными пистолетами, автоматами или смастерите их сами. Дети готовы брызгаться и играть с ними часами. Зимой можно предложить малышу вылавливать из таза с прохладной водой игрушки. Младенцев обтирайте рукавичкой из мягкой ткани, смоченной в теплой воде – это полезно для тонуса кожи и тренировки сосудов. Обычно малышам это приносит очень много радости. По мере освоения метода можно постепенно уменьшать температуру, пока не дойдете до комнатной, а потом – и холодной воды.
Основные принципы закаливания
1. Закаливание должно быть для ребенка веселой игрой, а не тяжким испытанием. Если ему не нравится выбранный вами метод, замените его другим или временно откажитесь от закаливания.
2. Закаливайте ребенка постоянно, но интенсивность увеличивайте не спеша, давая организму ребенка адаптироваться.
3. Не начинайте процедуры, если ребенок болен, у него режутся зубы или скоро предстоит сделать прививку.
4. Используйте все методы, солнце, воздух и водные процедуры, разработав веселые игры.
5. Периодически меняйте воздействия или комбинируйте их. Перед началом процедур подумайте, не надоест ли вам это быстрее, чем ребенку, - ведь многие начинают закаливание и бросают его на полпути. Родителям просто не хватает терпения и желания проводить мероприятия. Но если вы будете настойчивы, результаты будут очень впечатляющими!