Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Русский язык

Дата: 19 ноября 2019 в 10:49, Обновлено 27 сентября 2021 в 16:08

Задания (1 ТУР)

очно-заочной школы «Умники и умницы»

по русскому языку и литературе

для учащихся 8-х классов

школ Гродненского района

1.

Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить глухими?

гол

док

бока

дом

злой

2.

Найдите ошибки во фразеологизмах, если таковые вы заметили, и исправьте их:

Беречь как зеницу глаза

Встать не с той ноги

Гнаться за двумя зайцами

Губы заговаривать

Покраснеть до кончиков волос

Ответьте на вопрос ТРЕМЯ предложениями: употребляете ли вы в своей речи фразеологизмы? (3 б.)

3.

Ниже приводятся русские слова-кальки и их прототипы в греческом языке. Найдите к каждому слову его соответствие, запишите парами

Русские слова – кальки

Греческие прототипы

Полученные пары

Бесстрастие

Созвучие

Преображение

Правоверный

Человеколюбие

Вдохновение

Любомудрие

Инспирация

Метаморфоза

Симфония

Ортодоксальный

Филантропия

Философия

Апатия

4.

Найдите в каждом ряду четвёртое лишнее с морфологической точки зрения и объясните, почему оно является лишним:

Лишнее слово и объяснение

Колорадо, Торонто, Осло, Бородино

болото, озеро, бюро, стекло

студень, путь, шампунь, щебень

инкогнито, визави, манси, падре

  1. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2e/Famille_de_Vogoules_82.JPG   2.https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3665883/pub_5f0c1081f9eeca42572a77f2_5f0c111c82a71a31a7bc03ac/scale_1200   3.https://infopechen.ru/wp-content/uploads/2016/10/vred-i-vliyanie-na-holesterin-holodca.jpg   4.https://i.pinimg.com/236x/4e/99/62/4e9962e48b599dd3e44f57bdc2ef4812--antique-writing-desk-writing-bureau.jpg

Подпишите каждую картинку одним из предложенных слов.

5.

Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.

Мать любила и гордилась своим сыном.

Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.

Мемориальный памятник установлен на площади.

С ним произошел неприятный инцидент.

6.

Перед вами буквальные переводы английских фразеологизмов. Каким русским фразеологизмам они соответствуют?

Трава всегда зеленее по ту сторону забора.

Похожи как две горошины в стручке.

Льёт собаками и кошками.

Нет места, чтобы размахивать кошкой.

Каждый повар свое варево хвалит.

7.

Какое значение  имело  слово  анекдот во времена А.С.Пушкина?

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он  в памяти  своей.

                       « Евгений Онегин»

Кто такой Ромул?

           

8.

Назовите места, откуда родом русские былинные богатыри

Илья Муромец

Алёша Попович

Добрыня Никитич

Садко

Напротив имени каждого богатыря напишите их краткие характеристики.

 9.

Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:

Коса- камень

брод- вода

Свет - тьма

перья- уменье

Лес - щепка

шило- мешок

Журавль - синица

слово- воробей

Серо - бело

Глаза - рука

Какую из пословиц вы взяли бы как «девиз» и почему? (три предложения)

10.

Объясните значение слов.

Преамбула

Прерогатива

Прецедент

Презентабельный

Предвзятый

Превратный

Составьте текст, в котором встречались бы все предложенные в левой колонке слова.

Задания (1 ТУР)

очно-заочной школы «Умники и умницы»

по русскому языку и литературе

для учащихся 10-х классов

школ Гродненского района

1

Образуйте формы кратких причастий женского, мужского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударение в словах.

Ж.р.

М.р.

С.р.

Мн.ч.

изменённый

нанесённый

начатый

приведённый

принятый

2.

В каждом сложноподчиненном предложении определите тип придаточной части, вводимой компонентом что; укажите, какой частью речи он является; назовите его функцию.

И русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на поляне лесной.

«Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось», - шепчет Холин.

Поэт Вяземский говорил, что целость русского языка должна быть для нас так же священна, как и неприкосновенность наших границ.

Кто любил, тот знает, что значат слезы по любимому человеку: одна такая слеза на весах счастья перетянет миллионы радостей без любви.

Только дуб, что одиноко высился на краю леса, не сбросил своей листвы.

3.

В описаниях поз и мимики человека в прошлом часто использовались

древние названия букв славянской азбуки. Названия каких букв встречаются в при-

ведённых ниже примерах? Напишите эти буквы. Какие звуки они обозначали? Ка-

ких из букв нет в современном алфавите и почему?

У нея ротик фитою.

Станет фертом, ноги-то азом распялит.

Там я барыней пройдуся, фертом в боки подопруся.

У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот не-

сколько похож на букву ижицу.

4.

Укажите, какой частью речи является слово  что в каждом предложении.

– Что, вы вернулись? Я и не заметил! (1)

– Что вы вернулись, я и не заметил. (2)

– Что вы вернулись? Что-нибудь забыли? (3)

– Что  принесли вы, я не понимаю. (4)

– Что ваши деньги! Счастья ведь не купишь! (5)

– Что ваша мама? Как её успехи? (6)

– Что новое узнаете – звоните! (7)

– Прощайте!

– Что?

– До скорых встреч!

– А? Что? (8)

5.

Найдите сравнительный оборот и сравните с придаточным предложением. Как их отличить?

Я таю сам, как тает снег.

Я сам, как утро, брови хмурю.

6.

Какие фразеологические обороты обыгрываются в цитатах? Дайте краткое толкование фразеологизмам.

Мы рано укладываемся дрыхнуть на дешёвеньких лаврах.

Всеми фибрами своего чемодана он стремился за границу.

Здоровье моё лучше, карман же по-прежнему в чахотке.

Действительность в кратчайший срок развалила построенный воображением Адама Казимировича воздушный замок со всеми его башенками, подъёмными мостами, флюгерами.

Солнце, стараясь брызнуть светом на мир, напряжённо пялило свои лучи во все стороны.

7.

Определите изобразительно-выразительные средства языка

Гвозди бы делать из этих людей:

Крепче бы не было в мире гвоздей.

Добродушная свирепость.

Философ в осьмнадцать лет.

Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.

Порассуждайте над вопросом: разве нельзя быть философом в «осьмнадцать лет»? Ответ запишите

8.

В приведенных отрывках говорится о домашних учителях литературных героев. Назовите там, где возможно, имена учеников и учителей. Укажите автора и произведение.  

1)… в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour etre outchitel, не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности… Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, - и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал.

По-французски и всем наукам обучал его немец… Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно – лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правда сказать, и мы им довольны… он ребенка не неволит.

Наш ментор, помните колпак его, халат,

Перст указательный, все признаки ученья

Как наши робкие тревожили умы,

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!

Почему вы хотели бы или не хотели бы стать учителем? Ответ запишите.

9.

Расставьте знаки препинания. Найдите варианты, где нельзя перед союзом

как поставить запятую. Объясните, почему.

В ее глазах как и во всем лице было что-то необычное.

Вчерашний день прошел как обычно.

Как град посыпалась картечь.

Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.

Вокруг высокого чела как тучи локоны чернеют.

Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу.

10.

Петр I реформировал алфавит, убрав некоторые буквы. Определите, какие звуки русского языка обозначали выделенные буквы, которые употреблялись в допетровской азбуке.

Алеѯандр

Ѯения

Ѱаломъ

Сѫбота

Пѧть

Рѫка

Ѳекла

Ѳеодора

Задания (1 ТУР)

очно-заочной школы «Умники и умницы»

по русскому языку и литературе

для учащихся 9 -х классов

школ Гродненского района

1.

Вставьте пропущенные буквы, и вы увидите, как передаётся на письме звук [ш‘].

Изво_ик, пере_итать, до_атый, разно_ик, весну_атый, му_ина.

2.

Какие из следующих предложений (простых и входящих в состав сложных предложений) являются односоставными и к какому типу они относятся? Какие из предложений являются неполными двусоставными с пропущенным главным членом (главными членами)? Объясните, почему вы считаете, что эти предложения неполные.

Договорился с друзьями пойти в горы.

Начинаем подниматься.

Неприятно, что очень ветрено.

Предлагаю спускаться вниз, а они не соглашаются.

«Гордецы, – думаю. – Зря отказались».

3.

Определите, какими членами предложения являются фразеологизмы в данных примерах?

Сергей Ильич мелким бесом рассыпался перед ними.

В ту пору он мало общался со своими товарищами и слыл среди них за человека себе на уме.

Забавно глядеть, как люди от пустяка в страхе бегут сломя голову.

Успех, бешено растущий, сопровождал первые шаги молодого писателя.

Нечего человека за язык тянуть.

4.

Отметьте в предложенных ниже фразах краткие прилагательные и наречия:

Платье ей коротко.

Кот ловко прыгнул на шкаф. 

Он спит довольно чутко. 

Его ухо чутко к каждому шороху. 

Ему не страшно в темноте. 

Его лицо было мрачно. 

Он грамотно написал последний диктант. 

Это было давно. 

Яблоко зелено и кисло. 

Все зелено вокруг.

5.

Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите недостающие буквы.

Три книги лежал… на столе.

Двадцать один студент сдавал… экзамен.

Прошл… десять лет.

Несколько человек шл… по улице.

Сколько книг сто…т на полке.

Много людей пришл… на концерт.


6.

Укажите разновидность односоставных предложений, в двусоставных определите тип сказуемого.

Свеча зажжена.

В комнате зажгли свечи.

Зажечь бы свечи!

Зажги свечу!

Даша вспомнила, что еще не зажгла свечи на ёлке.

7.

Какие  варианты  расстановки  знаков  препинания  возможны  в  следующем предложении?  

Лодка помчалась снова бесшумно и легко вертясь среди судов.

8.

Запишите авторов произведений.

«Бежин луг»

«Парус»

«Капитанская дочка»

«Квартет»

«Толстый и тонкий»

«Тапёр»

«Кладовая солнца»

«Мещерская сторона»

Какое из произведений вы помните, почему?

9.

Назовите способы образования слов:

пароходный

безлюдный

везенье

по-своему

шашлычная

какой-нибудь

суперобложка

перенос

землепашец

10.

Среди данных слов найдите родственные

сугроб, кон, стёжка, разуть, подоплека, грести, онуча, наказание, ведьма, грабли, приучил, достигает, закон, плечо, невежда, наука, казнь.

Составьте текст из предложенных слева слов.

  

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.