Задания (1 ТУР)
очно-заочной школы «Умники и умницы»
по русскому языку и литературе
для учащихся 8-х классов
школ Гродненского района
1.
Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить глухими?
гол |
|
док |
|
бока |
|
дом |
|
злой |
2.
Найдите ошибки во фразеологизмах, если таковые вы заметили, и исправьте их:
Беречь как зеницу глаза |
|
Встать не с той ноги |
|
Гнаться за двумя зайцами |
|
Губы заговаривать |
|
Покраснеть до кончиков волос |
|
Ответьте на вопрос ТРЕМЯ предложениями: употребляете ли вы в своей речи фразеологизмы? (3 б.) |
3.
Ниже приводятся русские слова-кальки и их прототипы в греческом языке. Найдите к каждому слову его соответствие, запишите парами
Русские слова – кальки |
Греческие прототипы |
Полученные пары |
Бесстрастие Созвучие Преображение Правоверный Человеколюбие Вдохновение Любомудрие |
Инспирация Метаморфоза Симфония Ортодоксальный Филантропия Философия Апатия |
4.
Найдите в каждом ряду четвёртое лишнее с морфологической точки зрения и объясните, почему оно является лишним:
Лишнее слово и объяснение |
|
Колорадо, Торонто, Осло, Бородино |
|
болото, озеро, бюро, стекло |
|
студень, путь, шампунь, щебень |
|
инкогнито, визави, манси, падре |
|
Подпишите каждую картинку одним из предложенных слов. |
5.
Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.
Мать любила и гордилась своим сыном. |
|
Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января. |
|
Мемориальный памятник установлен на площади. |
|
С ним произошел неприятный инцидент. |
6.
Перед вами буквальные переводы английских фразеологизмов. Каким русским фразеологизмам они соответствуют?
Трава всегда зеленее по ту сторону забора. |
|
Похожи как две горошины в стручке. |
|
Льёт собаками и кошками. |
|
Нет места, чтобы размахивать кошкой. |
|
Каждый повар свое варево хвалит. |
7.
Какое значение имело слово анекдот во времена А.С.Пушкина?
Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей. « Евгений Онегин» |
|
Кто такой Ромул? |
8.
Назовите места, откуда родом русские былинные богатыри
Илья Муромец |
|
Алёша Попович |
|
Добрыня Никитич |
|
Садко |
|
Напротив имени каждого богатыря напишите их краткие характеристики. |
9.
Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:
Коса- камень |
|
брод- вода |
|
Свет - тьма |
|
перья- уменье |
|
Лес - щепка |
|
шило- мешок |
|
Журавль - синица |
|
слово- воробей |
|
Серо - бело |
|
Глаза - рука |
|
Какую из пословиц вы взяли бы как «девиз» и почему? (три предложения) |
10.
Объясните значение слов.
Преамбула |
|
Прерогатива |
|
Прецедент |
|
Презентабельный |
|
Предвзятый |
|
Превратный |
|
Составьте текст, в котором встречались бы все предложенные в левой колонке слова. |
Задания (1 ТУР)
очно-заочной школы «Умники и умницы»
по русскому языку и литературе
для учащихся 10-х классов
школ Гродненского района
1
Образуйте формы кратких причастий женского, мужского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударение в словах.
Ж.р. |
М.р. |
С.р. |
Мн.ч. |
|
изменённый |
||||
нанесённый |
||||
начатый |
||||
приведённый |
||||
принятый |
2.
В каждом сложноподчиненном предложении определите тип придаточной части, вводимой компонентом что; укажите, какой частью речи он является; назовите его функцию.
И русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на поляне лесной. |
|
«Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось», - шепчет Холин. |
|
Поэт Вяземский говорил, что целость русского языка должна быть для нас так же священна, как и неприкосновенность наших границ. |
|
Кто любил, тот знает, что значат слезы по любимому человеку: одна такая слеза на весах счастья перетянет миллионы радостей без любви. |
|
Только дуб, что одиноко высился на краю леса, не сбросил своей листвы. |
3.
В описаниях поз и мимики человека в прошлом часто использовались
древние названия букв славянской азбуки. Названия каких букв встречаются в при-
ведённых ниже примерах? Напишите эти буквы. Какие звуки они обозначали? Ка-
ких из букв нет в современном алфавите и почему?
У нея ротик фитою. |
|
Станет фертом, ноги-то азом распялит. |
|
Там я барыней пройдуся, фертом в боки подопруся. |
|
У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот не- сколько похож на букву ижицу. |
4.
Укажите, какой частью речи является слово что в каждом предложении.
– Что, вы вернулись? Я и не заметил! (1) – Что вы вернулись, я и не заметил. (2) – Что вы вернулись? Что-нибудь забыли? (3) – Что принесли вы, я не понимаю. (4) – Что ваши деньги! Счастья ведь не купишь! (5) – Что ваша мама? Как её успехи? (6) – Что новое узнаете – звоните! (7) – Прощайте! – Что? – До скорых встреч! – А? Что? (8) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
Найдите сравнительный оборот и сравните с придаточным предложением. Как их отличить?
Я таю сам, как тает снег. Я сам, как утро, брови хмурю. |
6.
Какие фразеологические обороты обыгрываются в цитатах? Дайте краткое толкование фразеологизмам.
Мы рано укладываемся дрыхнуть на дешёвеньких лаврах. |
|
Всеми фибрами своего чемодана он стремился за границу. |
|
Здоровье моё лучше, карман же по-прежнему в чахотке. |
|
Действительность в кратчайший срок развалила построенный воображением Адама Казимировича воздушный замок со всеми его башенками, подъёмными мостами, флюгерами. |
|
Солнце, стараясь брызнуть светом на мир, напряжённо пялило свои лучи во все стороны. |
7.
Определите изобразительно-выразительные средства языка
Гвозди бы делать из этих людей: Крепче бы не было в мире гвоздей. |
|
Добродушная свирепость. |
|
Философ в осьмнадцать лет. |
|
Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок. |
|
Порассуждайте над вопросом: разве нельзя быть философом в «осьмнадцать лет»? Ответ запишите |
8.
В приведенных отрывках говорится о домашних учителях литературных героев. Назовите там, где возможно, имена учеников и учителей. Укажите автора и произведение.
1)… в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour etre outchitel, не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности… Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, - и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал. |
|
По-французски и всем наукам обучал его немец… Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно – лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правда сказать, и мы им довольны… он ребенка не неволит. |
|
Наш ментор, помните колпак его, халат, Перст указательный, все признаки ученья Как наши робкие тревожили умы, Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья! |
|
Почему вы хотели бы или не хотели бы стать учителем? Ответ запишите. |
9.
Расставьте знаки препинания. Найдите варианты, где нельзя перед союзом
как поставить запятую. Объясните, почему.
В ее глазах как и во всем лице было что-то необычное. |
|
Вчерашний день прошел как обычно. |
|
Как град посыпалась картечь. |
|
Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. |
|
Вокруг высокого чела как тучи локоны чернеют. |
|
Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу. |
10.
Петр I реформировал алфавит, убрав некоторые буквы. Определите, какие звуки русского языка обозначали выделенные буквы, которые употреблялись в допетровской азбуке.
Алеѯандр |
|
Ѯения |
|
Ѱаломъ |
|
Сѫбота |
|
Пѧть |
|
Рѫка |
|
Ѳекла |
|
Ѳеодора |
Задания (1 ТУР)
очно-заочной школы «Умники и умницы»
по русскому языку и литературе
для учащихся 9 -х классов
школ Гродненского района
1.
Вставьте пропущенные буквы, и вы увидите, как передаётся на письме звук [ш‘].
Изво_ик, пере_итать, до_атый, разно_ик, весну_атый, му_ина.
2.
Какие из следующих предложений (простых и входящих в состав сложных предложений) являются односоставными и к какому типу они относятся? Какие из предложений являются неполными двусоставными с пропущенным главным членом (главными членами)? Объясните, почему вы считаете, что эти предложения неполные.
Договорился с друзьями пойти в горы. |
|
Начинаем подниматься. |
|
Неприятно, что очень ветрено. |
|
Предлагаю спускаться вниз, а они не соглашаются. |
|
«Гордецы, – думаю. – Зря отказались». |
3.
Определите, какими членами предложения являются фразеологизмы в данных примерах?
Сергей Ильич мелким бесом рассыпался перед ними. |
|
В ту пору он мало общался со своими товарищами и слыл среди них за человека себе на уме. |
|
Забавно глядеть, как люди от пустяка в страхе бегут сломя голову. |
|
Успех, бешено растущий, сопровождал первые шаги молодого писателя. |
|
Нечего человека за язык тянуть. |
4.
Отметьте в предложенных ниже фразах краткие прилагательные и наречия:
Платье ей коротко. |
|
Кот ловко прыгнул на шкаф. |
|
Он спит довольно чутко. |
|
Его ухо чутко к каждому шороху. |
|
Ему не страшно в темноте. |
|
Его лицо было мрачно. |
|
Он грамотно написал последний диктант. |
|
Это было давно. |
|
Яблоко зелено и кисло. |
|
Все зелено вокруг. |
5.
Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите недостающие буквы.
Три книги лежал… на столе. |
|
Двадцать один студент сдавал… экзамен. |
|
Прошл… десять лет. |
|
Несколько человек шл… по улице. |
|
Сколько книг сто…т на полке. |
|
Много людей пришл… на концерт. |
6.
Укажите разновидность односоставных предложений, в двусоставных определите тип сказуемого.
Свеча зажжена. |
|
В комнате зажгли свечи. |
|
Зажечь бы свечи! |
|
Зажги свечу! |
|
Даша вспомнила, что еще не зажгла свечи на ёлке. |
7.
Какие варианты расстановки знаков препинания возможны в следующем предложении?
Лодка помчалась снова бесшумно и легко вертясь среди судов. |
8.
Запишите авторов произведений.
«Бежин луг» |
|
«Парус» |
|
«Капитанская дочка» |
|
«Квартет» |
|
«Толстый и тонкий» |
|
«Тапёр» |
|
«Кладовая солнца» |
|
«Мещерская сторона» |
|
Какое из произведений вы помните, почему? |
9.
Назовите способы образования слов:
пароходный |
безлюдный |
||
везенье |
по-своему |
||
шашлычная |
какой-нибудь |
||
суперобложка |
перенос |
||
землепашец |
10.
Среди данных слов найдите родственные
сугроб, кон, стёжка, разуть, подоплека, грести, онуча, наказание, ведьма, грабли, приучил, достигает, закон, плечо, невежда, наука, казнь. |
|
Составьте текст из предложенных слева слов. |