Здравствуйте!
Заочная школа «Умники и умницы» по обществоведению, приглашает к участию учащихся 9 и 10 классов.
В каждом туре будут представлены задания с разным уровнем сложности и могут выходят за рамки школьной программы.
Ответы необходимо выслать до 31. 10. 2022 г. на электронный адрес marinochka_chern@mail.ru .
Работы, отправленные позже указанного срока, рассмотрены не будут.
Не забудьте указать в своих ответах следующую информацию:
Ф.И. О. учащегося
Класс
Школа
Ф.И.О. учителя
9 класс
1. Выберете правильный вариант ответа (10 б.):
1. 1. Состояние готовности человека совершить что-либо, предрасположенность к активным действиям в определенной ситуации - это:
а) установка; б) потребность; в) интерес; г) убеждение.
Ответ:
1. 2. Человек по своей природе является существом:
а) мыслящим; б) биосоциальным; в) деятельным; г) творческим.
Ответ:
1. 3. Правила поведения, ритуалы, мифы, символы, язык – все это ….. культура.
а) материальная; б) духовная; в) физическая; г) народная.
Ответ:
1. 4. Определите формы общения:
а) межличностное и массовое; б) личное и деловое;
в) неформальное и ролевое; г) монологическое и диалогическое
Ответ:
1. 5. К массовой культуре не относится:
а) реклама; б) комиксы; в) балет; г) поп-музыка.
Ответ:
1.6. Понятие, которое характеризует присущую человеку способность воспроизводить действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и осмысленно действовать:
а) индивид; б) личность; в) сознание; г) характер.
Ответ:
1. 7. «Я – концепция» – это:
а) философское учение о человеке; б) психологическая структура личности;
в) самосознание; г) самооценка.
Ответ:
1. 8. Термин «конфликт» в переводе с латинского означает:
а) дело; б) удар; в) борьба; г) столкновение.
Ответ:
1. 9. Система норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большинства общества, называют:
а) контркультурой; б) доминирующей культурой; в) антикультурой; г) субкультурой.
Ответ:
1.10. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической и социальной. К социальным характеристикам человека относят: |
а)возрастные особенности; б) расовые отличия; в) проявления наследственности и изменчивости ; г) духовные идеалы и ценности Ответ: |
2. Оцените верность суждений (5 б.):
2.1 Верно ли, что:
1) личность обладает качествами, которые формируются в обществе;
2) человек становится личностью с момента рождения?
а) Верно 1; б) верно 2; в) верны 1 и 2; г) неверны 1 и 2.
Ответ:
2.2 Верны ли суждения о конфликте:
1) стремление сторон отстоять свои взгляды – одна из причин конфликта.
2) конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества?
а) Верно 1; б) верно 2; в) верны 1 и 2; г) неверны 1 и 2.
Ответ:
2.3. Родившийся ребенок может быть охарактеризован как:
1) личность; 2) индивид.
а) Верно 1; б) верно 2; в) верны 1 и 2; г) неверны 1 и 2.
Ответ:
2.4. Школьный класс – это:
1) формальная группа; 2) малая группа.
а) Верно 1; б) верно 2; в) верны 1 и 2; г) неверны 1 и 2.
Ответ:
2.5. Социализация человека начинается с момента:
1) его включения в ту или иную социальную группу;
2) обретения способности осознанного восприятия мира.
а) Верно 1; б) верно 2; в) верны 1 и 2; г) неверны 1 и 2.
Ответ:
3. Выберите несколько вариантов ответов (10 б.)
3.1. Существует несколько стилей лидерства:
а) коллегиальный; б) директивный;
в) консервативный; г) либеральный.
Ответ:
3.2. Выделяют следующие формы общения:
а) монологические; б) диалогические;
в) полилогические; г) вербальные; д) невербальные.
Ответ:
3.3. Известный швейцарский психолог К. Юнг выделяет несколько основных типов характера: а) экстраверт; б) амбоверт; в) интроверт;
г) дуаверт; д) поливерт.
Ответ:
3.4. К малым группам можно отнести:
а) горожан;
б) школьный класс;
в) группу друзей;
г) граждан государства;
д) бригаду строителей.
Ответ:
5. Установите последовательность (12 б.):
5.1. Ступени творческого развития человека:
а) творческая личность; б) талант; в) гений; Г) одаренность.
Ответ:
5.2. Расположите типы мировоззрения в порядке их возникновения:
а) религиозное; в) философское; в) мифологическое; г) научное.
Ответ:
5.3. Последовательность типов потребностей по А. Маслоу:
а) потребность в самореализации; б) потребность в привязанностях;
в) потребность в безопасности; г) физиологические потребности.
Ответ:
6. Узнайте термин (4б. ):
а)…………… - это целостное социальное качество человека. Оно состоит в способности человека быть сознательным субъектом отношений и деятельности, т. е. в способности понимать себя и окружающих, осмысленно действовать, участвуя в жизни общества, и отвечать за все свои поступки.
Ответ:
б)……………… - это присущая человеку способность воспроизводить действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и осмысленно, целенаправленно действовать.
Ответ:
в)…………….. - люди, главные интересы которых обращены на внешний мир и деятельность в нём.
Ответ:
г)…………….. это обобщённое понимание человеком самого себя, окружающего мира и своей связи с миром, состоящее из его важнейших убеждений.
Ответ:
7. Определите, какие волевые качества демонстрируют представленные изображения. Кратко охарактеризуйте их (12 б.).
1. |
2. |
3. |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
4. |
5. |
6. |
8. Дополните схему (9 б.)
8. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу
Ответ:
8.2. Структура и этапы формирования мировоззрения
Ответ:
Здравствуйте!
Заочная школа «Умники и умницы» по обществоведению, приглашает к участию учащихся 9 и 10 классов.
В каждом туре будут представлены задания с разным уровнем сложности и могут выходят за рамки школьной программы.
Ответы необходимо выслать до 31. 10. 2022 г. на электронный адрес marinochka_chern@mail.ru .
Работы, отправленные позже указанного срока, рассмотрены не будут.
Не забудьте указать в своих ответах следующую информацию:
Ф.И. О. учащегося
Класс
Школа
Ф.И.О. учителя
10 класс
1. Выберите правильный ответ (5б.)
1.1. Большие группы людей, различающиеся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношениям к средствам производства, по роли в общественной организации труда, - это…
1) социальные слои
2) классы
3) социальные группы
4) коллективы
Ответ:
1.2. Переход человека вверх либо вниз по ступеням социальной лестницы- это…
1) горизонтальная мобильность
2)вертикальная мобильность
3) социальная мобильность
4) статусная мобильность
Ответ:
1.3. совокупность людей, выделяемоя на основании близости определенных социальнх параметров и связанного с этим сходством образа жизни, мышления, - это…
1) социальный слой
2) классы
3) социальные группы
4) коллективы
Ответ:
1.4. Действие, которое всегда совершается осознанно и при этом имеет субъективный смысл, т.е человек понимает, зачем он это делает, также оно характеризуется ориентацией человека на других, на определенную реакцию окружающих, т. е. ожиданием именно такой реакции – это действие (по Веберу)
1) индивидуальное
2) осознанное
3) экстравертное
4) социальное
Ответ:
1.5. Устойчивая совокупность связей, в которые вступают общности людей в процессе жизнедеятельности, определенный порядок взаимодействия этих общностей- это…
1) общество
2) социальная структура общества
3) социальное пространство
4) социальная группа
Ответ:
2. Узнайте термин (7 б.):
2.1. _— положение человека в обществе, с которым связан определённый набор прав и обязанностей.
2.2._______________ — социальный слой, объединённый каким-
либо общим общественным признаком (имущественным, профессиональным или иным).
2.3.________________ — распределение социальных
групп, совокупность связей и способы взаимодействия между ними.
2.4.________________— действие, которое осознаётся самим
человеком, ориентировано на поведение других людей и понятно
2.5. _______________ — форма организации совместной жизнедеятельности людей посредством установленных правил, норм,
санкций.
2.6. _______________ — большая социальная группа, отличающаяся по месту и роли в системе производства и распределения
благ, а также — по относительной доле потребляемых благ.
2.7.________________ — массовые действия, способствующие
или препятствующие социальным изменениям.
3. Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили (6 б.).
3.1. Валютная спекуляция, тариф на экспорт, экспортная субсидия, импортная квота, эмбарго.
Ответ:
3.2. Верховенство закона, взаимная ответственность государства и личности, разделение властей, выборность органов государства.
Ответ:
3.3. Насилие, убеждение, наследство, богатство, знания.
Ответ:
4. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! (12 б.)
«Как для ( )_ нужна добродетель, а для монархии _()___ так для _()___ правительства нужен __()__. В добродетели оно не нуждается, а __()__ была бы для него опасна. Безграничная власть __()__ переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим самоуважением могли бы затевать в таком государстве _()___, поэтому надо задавить всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия. Правительство __()__ может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственною силою и силою __()__. Но если в ___()_ государстве правитель хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как __()__ – единственное движущее начало этого образа __()__ – исчез, и у народа нет более защитника». (Ш. Монтескье, французский философ.)
1. Республика. 2. Демократия 3. Умеренный. 4. Прогрессивный. 5. Выбор. |
6. Достоинство. 7. Страх. 8. Произвол. 9. Реакционный. 10. Преобразование. |
11. Революция. 12. Честь. 13. Тирания. 14. Правление. 15. Деспотический. |
16. Консервативный. 17. Государь. 18. Мораль. 19. Закон. 20. Судебный. |
Ответ:
5. Ниже приведены портреты великих мыслителей прошлого и их высказывания.
1) Назовите, кто изображен на портретах (10 б.).
2) Установите соответствие между мыслителем и его высказыванием (10 б.).
3) Определите, представителями какого подхода в философии они являются (10 б.)
- «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке».
2) «Согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. ... Экономическое положение - это базис, но на ход исторической борьбы также оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки: политические формы классовой борьбы и ее результаты -государственный строй, установленный победившим классом после выигранного сражения, и т. п., правовые формы и даже отражение всех этих действительных битв в мозгу участников, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения и их дальнейшее развитие в систему догм. Существует взаимодействие всех этих моментов, в котором экономическое движение как необходимое в конечном счете прокладывает себе дорогу сквозь бесконечное множество случайностей (то есть вещей и событий, внутренняя связь которых настолько отдалена или настолько трудно доказуема, что мы можем пренебречь ею, считать, что ее не существует)».
3) «Государство появляется там и тогда, где и когда появляется деление общества на классы, когда появляются эксплуататоры и эксплуатируемые.До тех пор как возникла первая форма эксплуатации человека человеком, первая форма деления на классы - рабовладельцев и рабов, - до тех пор существовала еще патриархальная, или - как ее иногда называют - клановая (клан - поколение, род, когда люди жили родами, поколениями) семья, и следы этих первобытных времен в быту многих первобытных народов остались достаточно определенно, и если вы возьмете какое угодно сочинение попервобыт-ной культуре, то всегда натолкнетесь на более или менее определенные описания, указания и воспоминания о том, что было время, более или менее похожее на первобытный коммунизм, когда деления общества на рабовладельцев и рабов не было. И тогда не было государства, не было особого аппарата для систематического применения насилия и подчинения людей насилию. Такой аппарат и называется государством».
Ответ:
6. Прочитайте фрагмент из публичной лекции итальянского писателя и философа Умберто Эко «От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст», прочитанной в 1998 г. (15 б. )
1. Как вы думаете, иллюстрируют ли эти строки изменения в массовой коммуникации, которые произошли в результате появления компьютеров и Интернета?
2. Какие социальные процессы, кроме коммуникации, описаны в данном тексте?
3. Можно ли согласиться с автором через 20 лет после написания этих строк? Аргументируйте свою точку зрения.
Ответ:
7. Охарактеризуйте социальные роли людей, представленные на иллюстрации. Предположите, членами каких групп они являются. Может ли один человек совмещать все представленные роли? Ответ аргументируйте (12 б.).
1. |
2. |
3. |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
4.
|
5. |
6. |
Ответ: