Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Страничка дефектолога

Дата: 20 апреля 2016 в 12:15, Обновлено 28 января 2021 в 12:19
Автор: Иодель Г. Н.

Рекомендации учителя-дефектолога  родителям,

имеющим детей с речевой патологией

Как правило, на первый план для родителей выходят речевые трудности. Часто от родителей можно слышать: «мой ребенок не говорит», «мой ребенок говорит шепотом» или «мой ребенок повторяет за мной слово в слово», «заикается», «в разных ситуациях повторяет одни и те же слова» и т.д. Многоречивость, ускоренный темп речи, как правило, не беспокоят родителей. И наоборот, вызывает гордость у родителей слишком богатый словарь ребенка. Своевременное обращение к специалисту помогает родителям понять истинное состояние речи ребенка. Такие проблемы как: системные нарушения речи у детей со сниженным интеллектом, недоразвитие импрессивной и экспрессивной речи у детей с апраксическими расстройствами, речевые нарушения у детей с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушения иннервации артикуляционного аппарата, недоразвитие речи у детей со сниженным слухом, требуют своевременной помощи ряда специалистов.

Основная задача учителя-дефектолога  состоит в том, чтобы определить характер речевого нарушения и разъяснить его родителям. Наметить план коррекционной работы с ребенком, определить профиль учреждения для его дальнейшего обучения, помочь родителям приобрести необходимый минимум знаний, позволяющий им проводить занятия в домашних условиях после выписки. Для решения этих задач учитель-дефектолог проводит не только беседы и консультации, но и приглашает родителей на открытые индивидуальные и фронтальные занятия, на которых они знакомятся с требованиями, приемами и содержанием логопедической работы. Кроме того, наблюдают за своим ребенком, за его поведением на занятии, за качеством усвоения учебного материала. К сожалению, нередко родители не имею представления о том, какую огромную работу проводит учитель-дефектолог, какие образовательные и воспитательные задачи он ставит и решает. А ведь неотъемлемая часть реабилитации – это преемственность в работе между учителем и родителями. Она же является и залогом ее успешного решения, так как только при совместных усилиях обеих сторон возможен положительный результат.

Речь – это сложная психическая функция. Она не является врожденной способностью человека. Речевая деятельность формируется постепенно. Её развитие зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. Какие же условия являются необходимыми для своевременного и правильного формирования речи? Необходимо, чтобы ребенок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Считается, что в норме после трех лет речь ребенка практически сформирована. Она становится для него основным средством общения, орудием мышления. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности ребенка. Отсюда видна важность задачи в преодолении нарушений в речевом развитии.

Такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление являются психологической базой речи. Полноценно развитая речь возможна только при условиях хорошего развития этих функций. Поэтому взрослые, играя с детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития, должны совершенствовать мыслительные операции ребенка, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству и поощрять воображение ребенка.

Напомним, что речь формируется по подражанию. Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие-либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи.

Родителям необходимо учитывать тяжесть речевого дефекта ребенка, уровень развития его речи и обращаться к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребенок только начал овладевать словарем и простыми грамматическими категориями, родители, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с хорошим грамматическим оформлением.

Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте при этом его эмоциональный фон. Для этого в домашних условиях существует масса возможностей, например, настольный кукольный театр или пальчиковые персонажи («би-ба-бо»). На эмоционально окрашенной ситуации у ребенка будет большее стремление к общению. Диапазон эмоций может быть как положительным, так и отрицательным. Не избегайте детских слез: они тоже могут быть фактором в стремлении ребенка к высказыванию или выражению своих мыслей. Если ребенок плачет и хочет поделиться своей «бедой» с близкими, они, в свою очередь, должны не только пожалеть, но дать ребенку возможность рассказать, что случилось, иногда слово «бо-бо» является одним из первых речевых достижений вашего ребенка.

В то же время нужно учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, активизируя и развивая произвольное внимание ребенка. Наиболее частой жалобой родителей является нарушение звукопроизношения ребенка. Безусловно, основную роль в исправлении звукопроизношения ребенка принадлежит логопеду. Родители могут участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука ( или нескольких звуков), осуществляя контроль.

Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.

Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.

Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося таким образом эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно, осмыслять причинно-следственные зависимости.

Одним из видов обучения на начальном этапе становления речи являются речевые игры с подражанием голосам животных, совместное проговаривание потешек, прибауток, рифмовок, пропевание песен, колыбельных. Это поможет ребенку усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Если в семье нет этого речевого взаимодействия с малышом, то развитие речи ребенка может задержаться, в большей степени это касается детей с индивидуальными особенностями.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям совсем не сложно. Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку. Только мама обладает уникальной природной интуицией. Даже не овладев специальными методиками, мама, несомненно, может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.

Что такое ПКПП?

ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи)- форма организации коррекционно-речевой помощи детям с нарушениями речи. 

Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности в ее освоении.

В ПКПП в первую очередь принимаются дети, нарушения психофизического развития которых препятствуют успешному освоению ими образовательной программы дошкольного образования.

Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

 -заключения ЦКРОиР (центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации) с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи;

 -заявления законного представителя обучающегося с особенностями психофизического развития.

 Основные направления работы:

 - исправление звукопроизношения;

-совершенствование грамматического и лексического строя речи;

-развитие фонематических процессов;

-развитие подвижности органов артикуляции, общей и мелкой моторики.

    В период с 1 по 15 сентября проводится фронтальное обследование детей учреждения образования с целью выявления необходимости получения коррекционно-педагогической помощи и дальнейшего зачисления в ПКПП для занятий с учителем-дефектологом.

 Коррекционно-педагогическая помощь обучающихся в ПКПП оказывается учителем-дефектологом на занятиях с учетом возраста обучающегося.  Учитель-дефектолог ПКПП на основе изучения индивидуально-типологических особенностей обучающихся разрабатывает планы коррекционно-педагогической помощи на группу, подгруппу и индивидуальные.

Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия. 

  ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ:

средняя группа (от 4 до 5 лет) - 20-25 минут;

старшая группа (от 5 до 6 лет) - 25-30 минут.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ:

средняя группа (от 4 до 5 лет) - 15-20 минут;

старшая группа (от 5 до 6 лет) - 20-25 минут.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ:

средняя группа (от 4 до 5 лет) - 15-20 минут;

старшая группа (от 5 до 6 лет) - 15-20 минут.

Занятия проводятся в игровой и занимательной форме.

Периодичность посещения занятий обучающимися 2-4 раза в неделю.

 Коррекционно-педагогическую помощь в ПКПП оказывает учитель-дефектолог, имеющий высшее образование по профилю. Работа учителя-дефектолога в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы учителя- дефектолога речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что учитель- дефектолог на пункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идёт с ним параллельно как это принято в речевых садах, и работа строится с учётом внутреннего расписания ДОУ.

Дети в ПКПП получают коррекционно-педагогическую помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.

   Учитель-дефектолог ПКПП проводит консультативную работу с педагогическими работниками и законными представителями обучающихся по вопросам индивидуализации обучения и воспитания ребенка.

 «Характеристика детей с общим недоразвитием речи».

Современный   ребёнок  к   4, 5 -  5  годам  должен  овладеть  всей   системой    родного   языка: говорить   связно;  полно  излагая  свои  мысли, легко  строить  развёрнутые  сложные  предложения;  без   труда   пересказывать   рассказы  и    сказки.  Такой  малыш   правильно   произносит  все   звуки. Его  словарный  запас   составляет  от   четырёх  до   пяти   тысяч   слов.

Иная  картина   наблюдается  при   общем  недоразвитии   речи,  когда  нарушение   касается  всех   компонентов  языковой  системы:  фонетики,  грамматики, лексики.

У  таких   детей   в  5 - летнем  возрасте   словарный  запас  составляет   примерно  2, 5 – 3  тысячи  слов. В  нём  отсутствуют  или же  наличествуют  в   искажённом   виде  менее  употребительные   слова, обозначающие  названия  предметов, объектов,  действий, их  признаков.

Наиболее  характерные  лексические  трудности  касаются  знания  и  называния:

- частей  предметов  и  объектов (кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд, затылок, виски, грива, вымя);

-  глаголов, выражающих  утончённость  действий (лакает, лижет, грызёт, откусывает, жуёт – всё  выражается  словом «ест»);

-  приставочных  глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл  и т.д.);

-  антонимов (гладкий – шершавый, храбрый – трусливый, глубокий – мелкий, густой – жидкий и т.д.);

-  относительных  прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишнёвый, грушевый, сливовый и т.п.).

В  грамматическом   строе  распространенны   ошибки:

-  в   употреблении  предлогов  В, К, НАД, С (СО), ЗА, МЕЖДУ, ИЗ –ЗА, ИЗ - ПОД  («Мальчик  спрятался под дерево»,   «Мама  взяла  книгу  от  полки.», « Кошка  вылезла под  кровати.» и т.п.);

-  согласовании  различных   частей   речи  («В  коробке   много    карандашов.», « На  стулике   сидит   котёнки.» «Наблюдали  за   обезьяны.»);

-  построение  предложений («Шёл  Петя  грибы лес  собирать», « Почему  что  ёжик  кололся, почему  что  девочка  и  плачет.»);

В   фонетическом   плане дети:

-    неверно   произносят   звуки;

-    не   различают  на  слух  и  в   произношении  близкие  по  звучанию  мягкие -  твёрдые, звонкие – глухие; а  также  звуки   С - Ш,  З - Ж, ТЬ - Ч, СЬ - Щ,  Р - Л, РЬ - ЛЬ, ЛЬ - Й и т.д.

-    искажают    слоговую   структуру  и  звуконаполняемость  слов (водопроводчик, фотографироваться, магнитофон, инструментальщик, регулировщик   и  т.д.);

-    не  могут   воспроизвести  ряд  слов,  близких  по  звучанию, некоторые  звуковые  и  слоговые  сочетания (па – ба - па, та - кта, фта - кта, кот – кит - ток, бак – бок - бык и т.д.).

В  связной  речи  отражаются, естественно,  все   перечисленные   особенности. Однако развёрнутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи   отличаются и отсутствием чёткости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не  на  причинно - следственные  взаимоотношения  действующих  лиц. Труднее  всего  даются  таким  детям  самостоятельное  рассказывание  по  памяти  и  все  виды  творческого  рассказывания. Но  и  в  воспроизведении  текстов  по  образцу  заметно  отставание  от  нормально говорящих  сверстников. Характерно,  что  отсутствие  у  детей  чувства  рифмы  и  ритма  мешает  заучиванию  ими  стихов.

Для   детей  с  общим  недоразвитием   речи  наряду  с  указанными  речевыми  особенностями  характерна  и  недостаточная   сформированность  процессов, тесно  связанных  с   речевой   деятельностью, а  именно:

-  нарушены  внимание  и  память;

-  нарушены  пальцевая  и  артикуляционная  моторика;

- недостаточно  сформировано  словесно - логическое  мышление.

Нарушение   внимания  и   памяти  проявляется  у  таких  детей  в  следующем: 

-  они  трудно  восстанавливают   порядок  расположения  даже  четырёх  предметов  после  их   перестановки;

-   не  замечают неточностей в  рисунках -  шутках;

-   не  всегда   выделяют   предметы  или  слова  по  заданному  признаку. Например, это  происходит  в  случаях,  когда  предложено  хлопнуть  в  ладоши, если  будет  названа  одежда (продукты, животные …); когда  предложено   показать  на  листке  только  квадраты (круги, красные  фигурки…).

Ещё  труднее  сосредотачивается  и  удерживается их внимание  на   чисто   словесном   материале  вне  наглядной  ситуации.  Поэтому  такие  дети   не   могут   воспринимать в  полном  объёме   пространные,  неконкретные   объяснения  педагога, длинные   инструкции.

Характерно, что  нарушения  внимания  и   памяти  в  большей  степени  затрагивают  произвольную  деятельность. Сосредоточение  и  запоминание  на  непроизвольном  уровне  происходит   значительно  лучше. Так,  внимание  при  просмотре  мультфильма  не  надо   мобилизовать и  оно  сохраняется  в  течение  длительного  времени. Или,  например, ребёнок  значительно  легче  воспроизводит  названия шести - восьми  подарков  на  день  рождение,  чем  четырёх – пяти спрятанных  на  занятии  игрушек.

Нарушение  артикуляционной  моторики  проявляется  в  ограниченности,  неточности  или  слабости  движений  подвижных  органов  артикуляции -  языка, мягкого  нёба, нижней  челюсти. Артикуляция   всех  звуков  речи  и  происходит  тогда,  когда  перечисленные  подвижные  органы  образуют  смычки  и щели  между  собой  или  с  неподвижными  органами – нёбом и зубами.  Естественно,  что  нарушение  артикуляции  звуков  приводит к их дефектному  произношению, а  часто  и к  общей  невнятности,  смазанности  речи.

Связь   пальцевой  моторики  и   речевой  функции  сравнительно  недавно  была  подтверждена  исследователями  Института  физиологии  детей  и  подростков  АПН  РФ  (М.И. Кольцова, А.В. Антакова - Фомина, Е.И. Исенина). Они  установили,  что  если  движения  пальцев  соответствует  возрасту, то и речь  соответствует  возрасту, а  если  развитие  движений  отстаёт,  то  и  речь  не  соответствует  возрастным  нормам. У  значительного  большинства  детей  с  общим недоразвитием речи  пальцы  малоподвижны,  движения  их  отличаются  неточностью  или  несогласованностью.  Многие  5 - летние  дети  держат  ложку  в  кулаке  либо  с  трудом  правильно  берут  кисточку  и карандаш, не могут   застегнуть  пуговицы,  зашнуровать  ботинки т. п.

Поскольку  речь и мышление  тесно  связаны  между  собой, следовательно,  словесно – логическое  мышление  детей  с  речевым  недоразвитием  несколько  ниже  возрастной  нормы. Такие  дети  испытывают  затруднения  при  классификации  предметов,  обобщении  явлений  и  признаков. Нередко  их  суждения  и  умозаключения  бедны, отрывочны, логически  не  связанны  друг  с  другом. Например, «Зимой дома тепло, тому, что нет  снега», «Автобус  едет  быстрее  велосипеда – он  больше».

Дети  с  указанным  нарушением  могут  отнести  к  мебели  настольную   лампу  и  телевизор, так как  они  стоят  в  комнате; некоторые  с  трудом  решают  простейшие  математические  задачи  или  не  в  состоянии  отгадать   даже  несложные  загадки.

Все  перечисленные  процессы  теснейшим  образом  связаны  с  речевой  функцией  и  иногда  бывает  трудно  определить,  что  является  причиной, а  что  следствием,  что  первично. А что  вторично.

Отклонение  от  нормы  у  таких  детей  проявляется на  занятиях,  в  игровой,  бытовой  и  прочей  деятельности. Так, на  занятиях  одни  из  них  намного  быстрее  своих  нормально  развивающихся  сверстников  утомляются,  отвлекаются, начинают вертеться,  разговаривать, то есть  перестают  воспринимать  учебный   материал. Другие, напротив, сидят  тихо,  спокойно, но  на  вопросы  не  отвечают  или  отвечают  невпопад, задания  не  воспринимают,  а  иногда  не  могут  повторить  ответ  товарища.

В   процессе  общения  между  собой  некоторые  дети  обнаруживают  повышенную  возбудимость (они  слишком  подвижны, трудно  управляемые), а  иные, наоборот – вялость, апатию (они  не  проявляют  интереса  к  играм, чтению  им  книжек  воспитателем). Среди  таких  детей  встречаются  ребятишки  с  навязчивым  чувством страха,  чересчур  впечатлительные,  склонные  к  проявлению  негативизма (желанию делать  наоборот), излишней  агрессивности  либо  ранимости, обидчивости.

Как закрепить звук в речи?

Уважаемые родители!

Если ваш ребенок посещает ПКПП, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия учителя-дефектолога, ребенка и его родителей. Исправление звуков проводится поэтапно:

1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определите место звука в слове (начало, середина, конец слова), составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи.

Обращайте внимание на записи, которые пишет учитель-дефектолог, потренируйтесь в произношении речевого материала, если у ребенка возникают трудности в его усвоении.

Пожалуйста, не забывайте тетрадь дома, приносите вовремя.

По интересующим вас вопросам вы всегда можете получить консультацию учителя-дефектолога.

Желаем успехов в формировании правильной речи у вашего ребенка!

Правила речевого поведения родителей.

В возрасте от одного до 6 лет речь родителей является образцом.

Общими правилами речевого поведения родителей являются  следующие:

·       речь должна быть достаточно  плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу; 

·       желательно, чтобы речь родителей была чёткой; 

·       нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать вукопроизношение; 

·       речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами; 

·       взрослые не должны включать в речь при общении с ребёнком сложные лексико-грамматические                     обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми; 

·       при общении с ребёнком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить его с ответом; 

·       ребёнка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздражённо поправлять;

Как правильно выполнять домашнее задание логопеда

1. Выполняем артикуляционную гимнастику (5-7 минут).

Гимнастика проводится обязательно сидя перед зеркалом, чтобы ребенок видел свое лицо полностью. 

  Взрослый называет и показывает упражнение, а также следит за правильностью выполнения, ребенок выполняет.

Все упражнения выполняются 3-4 раза и каждый день.

Сначала выполняются более простые упражнения, затем более сложные.

2. Развиваем мелкую моторику (5 минут).

Взрослый показывает пальчиковую игру, затем выполняет одновременно с ребенком и проговаривает текст, контролирует.

Проводите по 2-3 игры, затем заменяйте их новыми.

Делайте ребенку массаж подушечек пальцев, фаланг. 

Выполняйте упражнения с массажными мячами или другими предметами, а также предлагайте самостоятельно помассировать пальчики.

3. Выполняем упражнения на развитие речевого дыхания (3-4 минуты).

Проводите дыхательные упражнения через час после еды.

Взрослый называет, показывает упражнение, ребенок выполняет.

Следите за выполнением упражнений: мышцы шеи, груди и рук не должны быть в напряжении.

4. Автоматизация звука (10-15 минут).

Работу по автоматизации звука проводите постепенно. От простого к сложному: автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, стихотворениях и скороговорках.

Для автоматизации звука используйте наглядность.

Сначала звук произносите протяжно.

Строго выполняйте подготовленный логопедом речевой материал.

Помните!!!:

- Чем чаще вы будете заниматься, тем эффективнее будет результат!!!

- Хвалите ребенка! Но и не забывайте постоянно следить за его речью!

- Не занимайтесь с ребенком в плохом настроении.

- Если у ребенка что-то не получается не сердитесь, постарайтесь переключить его внимание на другое упражнение, а затем доделайте не получившееся.

- Если ребенок устал, не заставляйте его.

- Перед занятием поговорите с ребенком о том, как хорошо говорить правильно и красиво – тогда тебя все понимают.

- Пусть выполнение домашних заданий станет игрой для ребёнка.

- Приучайте ребёнка бережно относиться к логопедической тетради.

Пальчиковые игры в стихах

Апельсин

Мы делили апельсин

Много нас, а он один

Это долька для ежа

Эта долька для стрижа

Эта долька для утят

Эта долька для котят

Эта долька для бобра

А для волка кожура

Он сердит на нас, беда

Разбегайтесь кто куда.

(показать кулак, это апельсин, разгибать по очереди пальцы, разведите руки в стороны, погрозите пальцем, бег пальцами по столу)

Зайчик

Жил-был зайчик – длинные ушки

Отморозил зайчик носик на опушке

Отморозил лапки, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

(хлопают в ладоши, показывают зайца, трут нос, трут руки, трут хвост, крутят руль)

Курочка

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать

А за ней ребятки – желтые цыплятки

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко

Лапками гребите, зернышки ищите.

(шагают 2-мя пальцами указат.и средним каждой руки, щипают пальчиками, бегут всеми пальчиками обеих рук, хлопаю, грозят пальцем, гребем пальчиками, и собираем зернышки пальчиками.)

Моя семья

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик  - я

Вот и вся моя семья!

(загибать пальцы на руках)

Зайка

Зайка, зайка, где твой хвост?

 - Вот, вот, вот!

Зайка, зайка, где твой нос?

 -  Вот, вот, вот!

Зайка, зайка, лапы где?

-  Вот, вот, вот!

Зайка, зайка, ушки где?

- Вот, вот, вот!

(хлопки, руки за спиной показать хвост, хлопки, показать нос, хлопки, показать руки, хлопки, показать ушки)

Кошки-мышки

Вот - кулак,

А вот – ладошка,

 На ладошку села кошка.

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре пять. 

Мышки очень испугались, 

В норки быстро разбежались

(показать кулак, показать ладошку, сел кулак на ладошку, загибаем пальцы, вращать кулак, спрятать кулак подмышку)

«Гуси-гуси! Га-га-га! Есть хотите! Да-да-да!»

- Гуси, гуси!                       - Га-га-га

- Есть хотите?                    - Да-да-да!

- Хлеба с маслом?              - Нет! Нет! Нет!

- Так чего же вам?              - Конфет!

- Ну летите.

- Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

- Вы летите, не робейте, своей силы не жалейте!

Наша Таня громко плачет

Наша Таня громко плачет:

(показать пальчиком слезки на щеке)

Уронила в речку мячик.

(показать руками круглый мячик)

- Тише, Танечка, не плачь:

(указательный палец к губам поднести)

Не утонет в речке мяч.

(указат. пальцем показать Нет)

Мишка – косолапый

Мишка косолапый

По лесу идёт,

Шишки собирает,

Песенки поёт.

Вдруг, упала шишка.

Прямо мишке в лоб...

Оступился Мишка

И об землю - хлоп!

Засвистел на ветке

Пересмешник дрозд:

- Мишка косолапый

Наступил на хвост!

А за ним вдогонку

Пятеро зайчат:

- Мишка косолапый! -

Из кустов кричат.

Похватил дразнилку

Весь лесной народ.

- Мишка косолапый

По лесу идет!..

Бросился к берлоге

Маленький медведь:

- Чем такие ноги -

Лучше умереть!

Спрятался за шкапом

И ревёт ревмя:

- Мишкой косолапым

Дразнят все меня!

Мама удивилась:

- Глупенький сынок,

Я всегда гордилась

Формой твоих ног.

Я ведь косолапа,

И папа косолап,

Косолапил славно

И дедушка Потап!

Мишка косолапый

Стал ужасно горд.

Вымыл с мылом лапы,

Съел медовый торт.

Вышел из берлоги

И как заорёт:

- Мишка косолапый

По лесу идёт!

Идет бычок качается

Идет бычок, качается,

(переваливаемся с ноги на ногу)

Вздыхает на ходу:

(вздыхаем)

- Ох, доска кончается,

(охаем)

Сейчас я упаду!

(садимся на попу)

«Цветочек»:
Семечко в земле растёт 

оно выросло и дало росток,

а на нём вырос маленький бутон

солнышко светит,

бутончик греется

и раскрывается красивый цветок

ветер дует на цветочек 

и в землю попадает новое семечко. 

 (ручки сложены в кулаки, пальчики сложить щепоткой, широко раскрыть ладонь, (покачать кистью в разные стороны, как будто от ветра, вторая рука сжимается в кулачок, игру повторить второй рукой)

 «Братья»:
Десять братьев жили-были 

Всегда парами ходили.
Эти в ладушки играли 
Эти пели и плясали 
Эти любят рисовать 
Эти — прыгать и скакать 

Только младшие братишки
Были тихими, как мышки
Все им было делать лень,
Они спали целый день! 

(ладони складываем и плотно прижимаем пальцы, постукиваем большими пальцами  указательными, средние, мизинчики, пытаемся постучать безымянными пальцами друг о друга, но это сделать гораздо сложнее, чем всеми остальными пальцами

Домик
Стенка, стенка Потолок
Две ступеньки Дзинь — звонок!

(потрогать щечки, потрогать лобик, прошагать пальцами по губам, (нажать на носик ),
 

Сидели 2 медведя

Сидели два медведя на тоненьком суку. 

Один читал газету, 

Другой молол муку. 

Раз - ку-ку, два - ку-ку,

Оба шлепнулись в муку. 

Нос в муке, хвост в муке, 

 Ухо в кислом молоке. 

(изображаем медведей, раскрываем руки, как будто читаем газету, стучим кулаком о кулак, (опускаем руки вниз, показываем нос; показываем место, где должен быть хвост, показываем ухо)

Капуста

Мы капусту рубим, рубим,

(руками движение рубим)

Мы капусту трем, трем

(движение руками трем на терке)

Мы капусту солим, солим

(движение руками солим)

А потом ее и жмем

(кулаки сжимаем и разжимаем)

В бочки мы ее положим

(руками движение накладываем в тару)

И капустный сок попьем

(руками движение взять стакан и попить)

Бабка

Жила-была бабка

Да жила у речки

Захотелось бабке

Искупаться в речке

И купила бабка

Мыло и мочало

Эта сказка хороша

Начинай сначала

(руки в бок, разводим руки в стороны изображая реку, снова руки в бок, изображаем плавание, руки в бок, намываем руки, правая рука в кулаке большой палец вверх.)

Муха

Вот летела муха

На варенье села

Вымазала брюхо

Дальше полетела

(правая рука машет 4-мя пальцами, правая

ладошка шлепается сверху на левую, ладони вращаются относительно друг друга, правая рука машет дальше, а левая остается на месте)

Кулачок

Как сожму я кулачок

Да поставлю на бочок

Разожму ладошку

Положу на ножку

Мое лицо

Ротик мой умеет кушать

(показываем пальцем ротик)

Нос - дышать, а уши – слушать

(показать нос, уши)

Могут глазоньки моргать

(моргаем глазами)

Ручки все хватать, хватать.

(хватательные движения руками)

Улитка

Тычет рожками улитка

Заперта в саду калитка

Отвори скорей калитку

Пропусти домой улитку

(правая рука изображает рожки улитки, тучет рожками в ладонь левой руки, левая рука открывает калитку, правая рука проползает)

Зайка и ежик

Зайка – ушки на макушке

Скачет, качет на опушке

А за ним колючий ежик

Шел по травке без дорожек.

(изображаем зайку, руки перед собой прыгаем, руки обе растопырены и соеденены и пальцы переплетены не сгибаются, но шевелятся как иголки ежика)

Осень

Если на деревьях листья пожелтели

Если в край далекий птицы улетели

Если небо хмурится, если дождик льет

Это время года осенью зовет.

(сжимают и разжимают пальцы, машут кистями рук, закрывают ладонями глаза, дождик капает на ладошку)

Ветер

Дует, дует ветер Дует, задувает

Желтые листочки С дерева срывает

(руками ветер показывает, трясем руками, опускаем руки вниз)

Дождик

Дождик, дождик кап-кап-кап

(пальцем стучим по ладошке)

Мокрые дорожки,

Все равно пойдем гулять

(пальцем указательным как будто грозим)

Наденем мы сапожки

(движение одеваем на ноги сапожки)

Мама

Много мам на белом свете,

(руки разводим в стороны показываем Много)

Всей душой их любят дети.

(ручки обе положить на сердце)

Только мама есть одна,

(показать пальцем указательным число Один)

Всех дороже мне она.

Кто она?

Отвечу я: Это мамочка моя! ..

(отвечают дети)

Игра «Прыг-скок».
Наши пальцы на ладошке
Пусть попрыгают немножко: Прыг-прыг-прыг.
Наши пальцы на ладошке
Пусть потопают немножко:
Топ-топ-топ.

(На ладонь левой руки поставьте пальцы правой, и наоборот. Либо поднимайте и опускайте пальцы по очереди.)
Девочки и мальчики

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Лапки вверх и лапки вниз,

На носочках подтянись.

Влево, вправо поклонись,

Наклонись и поднимись

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг - и ускакал.

(Поворот спиной, приседание на корточки,

обхватить себя руками, голову опустить вниз)

Умывалочка

Водичка, водичка,

Умой мое личико

(умываем лицо руками)

Чтобы глазоньки блестели

(показываем глаза)

Чтобы щечки розовели

(потереть щеки руками)

Чтоб смеялся роток

(улыбнулись)

И кусался зубок

(постучать зубами)

Зайка

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

(руки крестом потереть плечи как будто холодно)

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

(обнять себя руками)

Я у мамочки

У козочки - козлята, 
у курочки - цыплята, 
У яблоньки - яблочки, 
А я - у мамочки! 

Птичка

Села птичка на окошко: 
Посиди еще немножко. 

(руки на колени)
Посиди, не улетай. 
Улетела-АЙ! 

(руками взмахи будто крылья)

Капельки дождя

     Капля — раз! Капля — два!

                Капли медленно сперва

(бьем указательными пальцами по коленкам)

                Стали капли ударять,

                Капля каплю догонять.

(бьем ладошка сильно по коленкам)

А потом, потом, потом

    Все бегом, бегом, бегом.

(ножками топаем)

Зайка и книга

Зайка книгу нашел,

И открыл, и прочел,

А закрыл, все забыл.

И снова открыл,

И все повторил,

А закрыл, опять забыл.

- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.

Кулачок

Этот пальчик — маленький,

(загибаем мизинчик)

Этот пальчик — слабенький,

(загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик — длинненький,

(загибаем средний пальчик)

Этот пальчик — сильненький,

(загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик — толстячок,

(загибаем большой пальчик)

Ну а вместе — кулачок!

Торт

Тесто ручками помнем,

(сжимаем-разжимаем пальчики)

Сладкий тортик испечем.

(как будто мнем тесто)

Серединку смажем джемом,

 (круговые движения ладошками по столу)

А верхушку — сладким кремом

(круговые движения ладошками друг об друга)

И кокосовою крошкой

Мы присыплем торт немножко

(сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)

А потом заварим чай —

В гости друга приглашай! (одна рука пожимает другую)

Зайка

Зайка по лесу скакал,

(пальчики "скачут" по столу)

Зайка корм себе искал.

(пальчиками рук поочерёдно перебираем по столу)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки.

(изображаем ушки ручками)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется.

(пальчики медленно идут по столу)

Заяц путает следы,

Убегает от беды.

  (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Отдых ручкам

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

(Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями)

Ягодки

- С ветки ягодки снимаю

(Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

- И в лукошко собираю.

(Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.)

- Будет полное лукошко.

(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.)

- Я попробую немножко.

- Я поем еще чуть-чуть.

(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.)

- Легким будет к дому путь!

(Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.)
2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").
3. Пальчики здороваются(на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д)
4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки,затем левой руки).
7. Козлята (то же упражнение,но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).
10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

1 .Лиса и заяц (лиса "крадется"- все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - быстро пальцы движутся назад.)
2. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
3. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной и помахать пальцами, плотно сжатыми вместе).
4. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
5. Флажок (большой палец вытянут вверх, остальные соединить вместе).
6. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
7. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
8. Цветок (то же,что и в предыдущем упражнении, но пальцы разъединены).
9. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
10. Пчела (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать вокруг).
11. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
12. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
13. Солнечные лучики (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
14. Пассажиры (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх.) 

Дождик
- Дождик, дождик, поливай
Указательным пальцем постукивать по ладони другой
- Будет хлеба каравай,
образовать перед собой круг руками
- Будут булки, будут сушки,
похлопывать поочередно одной ладонью другую
- Будут вкусные ватрушки.
соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг

ВЕРТОЛЕТ

Вверх взлетает вертолет,

Будь внимательным, пилот!

(Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.)

Строим стенку

- Строим стенку,
- Выше, выше,     
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
- Добрались уже до крыши!     
к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.
- Чья крыша выше?
- Выше, выше, выше!
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)
- Прорубили мы окошко,
- И дверку для кошки,
- И дырочку для мышки: 
- Пи-пи-пи-пи–пи!     
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.

Рекомендации по расслаблению мышц артикуляционного аппарата у детей с «дизартрическим компонентом»

В настоящее время у многих детей, посещающих логопедическую группу для детей с ТНР, в логопедическом диагнозе присутствует “дизартрический компонент”. Причины такого заключения имеют неврологическую природу, работа по преодолению “дизартрического компонента” комплексная, длительная.

Один из аспектов работы - нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Чаще всего присутствует гипертонус языка, наблюдается мышечная дистония (неравномерное распределение тонуса оральной мускулатуры). Для нормализации тонуса используются разные приёмы: массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика, разные виды релаксации. Основную работу проводит логопед, воспитатель закрепляет результат, выполняя задания логопеда. Очень важно научить родителей элементарным, но очень важным приёмам расслабления, чтобы выполнение рекомендаций для работы дома, дополнительных заданий было эффективным.

Рекомендации по расслаблению мышц артикуляционного аппарата.

  1. Перед выполнением упражнений артикуляционной гимнастики выполнить несколько глубоких вдохов (через нос) и выдохов (через рот), но не больше 5 раз.
  2. Выполняйте следующее упражнение: ребёнку нужно открыть рот, высунуть язык и положить его на нижнюю губу. Оставаясь в таком положении, поднести к подбородку пустой пузырёк (держать его вертикально), вдохнуть носом и, выдыхая через рот, на язык, добиться “гудения воздуха” в пузырьке.

! Языком пузырька не касаться, выполнять не больше 5 раз.

  1. Если наблюдаются признаки усталости:

- нарушается чёткость произношения, хотя ребёнок старается;

- видны признаки мышечной усталости:

а) потемнение кожи в области носогубного треугольника;

б) дыхание становится прерывистым, преобладает ротовое;

в) ребёнку трудно удерживать артикуляционные позы, которые он раньше выполнял легко и правильно;

НЕОБХОДИМО:

Во время выполнения речевых заданий для отработки правильного произношения использовать приёмы расслабляющего самомассажа:

- поглаживание щёк ладонями по направлению от ушей к уголкам рта;

- упражнение для языка “Накажем непослушный язычок”: открыть рот, положить язык на нижнюю губу, приговаривая “пя-пя-пя”, пошлёпывать язык губами;

- поглаживание шеи (по центру) сверху-вниз.

Во время выполнения речевых заданий для отработки правильного произношения использовать приёмы расслабляющего массажа:

- поглаживание языка, лежащего на нижней губе, при широко открытом рте, широкой частью ручки ложки по направлению от корня к центру;

- ритмичным качающим движением массировать подъязычную ямку (на стыке нижней челюсти и шеи), при закрытом рте ребёнка.

Если при использовании перечисленных выше приёмов у ребёнка появляется саливация (слюнотечение), которая раньше не наблюдалась, необходимо:

- при вытирании слюны растирать её по лицу, а просто “примакивать” надавливающим движением;

- сообщить логопеду, занимающемуся с ребёнком.


«Стихи для проведения логопедического массажа»
 

Лоб

  1. Поглаживание.

Мы массаж решили сделать -

Посчитаем до пяти.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гладим лобик мы опять.

  1. Растирание.

Растираем лоб мы свой -

Выполняем и движения считаем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Растираем лоб опять.

  1. Разминание.

Разомнём мы лобик свой -

Разомнём его рукой.

Не забудь ты посчитать -

Раз, два, три, четыре, пять.

Разминаем лоб опять.

  1. Постукивание.

Мы тихонько постучим -

Пальцами по лбу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Постучим ими опять.

  1. Поглаживание.

Лоб погладим мы руками -

Обязательно двумя.

Раз, два, три, четыре, пять -

Лоб погладим мы опять.

Щёки

  1. Поглаживание.

Погладим щёки мы руками -

Не забудем посчитать.

Раз, два, три, четыре, пять -

Щеки нужно согревать.

  1. Растирание.

Щёки будем растирать -

Не забудем посчитать.

Раз, два, три, четыре, пять -

Щёки нужно согревать.

  1. Разминание.

Разминаем с вами щёки -

И считаем до пяти.

Раз, два, три, четыре, пять -

Щёки будем разминать.

  1. Постукивание.

Постучим по щёкам мы -

Весело и дружно.

Раз, два, три, четыре, пять -

Постучим по ним опять.

  1. Поглаживание.

Будем гладить щёки наши,

Обязательно под счёт.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гладим щёки мы опять.

Губы

  1. Поглаживание.

Погладим мы с тобою губы,

Верхнюю и нижнюю.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гладим губы мы опять.

  1. Растирание.

Растираем губки мы -

И считаем до пяти.

Раз, два, три, четыре, пять -

Губки нужно растирать.

  1. Разминание.

Разминаем губы наши -

Выполняем всё под счёт.

Раз, два, три, четыре, пять -

Губы будем разминать.

  1. Постукивание.

Постучим по губкам мы,

Весело и дружно -

Сосчитаем до пяти.

Раз, два, три, четыре, пять -

По губкам будем мы стучать.

  1. Поглаживание.

Погладим мы с тобою губы,

Посчитаем до пяти.

Раз, два, три, четыре, пять -

Будем гладить их опять.

Игры для развития фонематического восприятия.

“Пишущая машинка”

Цели игры: развитие активного внимания и фонематического анализа.

Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая “буква” слова встает и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

“Будь внимателен!”

Цели игры: стимулировать слуховое внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, развивать фонематический слух.

Дети шагают под “Марш” С. Прокофьева. Затем на слово, начинающееся на один из дифференцируемых звуков (например, при отработке темы “Дифференциация [3]-[Ж]”, при слове “Зайчики”), произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово Жуки” — замереть на месте, “Зина” — прыжки, “Жираф” — замерли на месте, и т.д.

“Посчитай буквы и составь предложение”

Играют от 3 до 6 участников.

Цели игры: развитие навыков фонематического анализа, памяти, распределения внимания, умения работать с деформированным текстом.

Дети становятся в линеечку, рассчитываются по порядку, громко повторяя свой порядковый номер. Логопед называет какой-либо звук; слово, в котором есть этот звук.

Дети должны определить место звука в этом слове, а из ряда выходит на один шаг вперед играющий, порядковый номер которого совпадает с порядковым номером звука в слове. Он должен заломить свое слово.

Оставшиеся в ряду дети еще раз рассчитываются по порядку, и се повторяется заново до тех пор, пока не останется один играющий.

Все дети громко повторяют свои слова, а последний должен составить из этих слов предложение и соответственно расставить играющих.

“Слушай хлопки и подбирай слоги”

Играют 2 человека или 2 небольшие команды.

Цели игры: развитие распределения внимания, фонематического слуха.

На наборное полотно помещаются буквы, обозначающие гласные звуки.

Инструкция:

“Если я хлопну в ладоши один раз ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на 3, например: ЗА, ЗУ, ЗИ и т.п.

Если я хлопну один раз ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на 3, например A3, УЗ, ИЗ и т.п.

Если же я хлопну в ладоши два раза ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на Ж, например: ЖА, ЖУ, ЖИ и т.п.

А уж если я хлопну два раза ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на Ж, например АЖ, УЖ, ИЖ и т.п.”

Побеждает играющий или команда, допустившая меньше всего ошибок и подобравшая больше слогов.

“Повтори за мной”

Цель игры: развитие моторно-слуховой памяти.

Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

“Слушай и повторяй!”

Цели игры: развитие фонематического слуха, умения регулировать и контролировать речевую деятельность.

Логопед пишет на доске 2 слога с дифференцируемыми звуками, например: ЗА- и ЖА-.

Один играющий должен предложить другому повторить произвольную последовательность из 3-6 повторяющихся слогов, например: ЗА-ЗА-ЖА-ЗА.

Его “противник” должен эту последовательность в точности повторить, а задающий — оценить правильность. Судьей выступает логопед.

При усложнении игры и слоги с дифференцируемыми согласными, и их последовательность задают сами играющие.

“Услышишь — стой!”

Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.

Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.

Проигрывают ученики, первые достигшие логопеда.

Ниже приводим коллекцию развивающих игр, которые оказались наиболее эффективными в совместной работе логопеда и педагога-психолога.

“Что слышно?”

Цель игры: развитие умения быстро сосредоточиваться. 1-й вариант. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

2-й вариант. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.

“Канон”

Цель игры: развитие волевого внимания.

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первую команду, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на вторую — второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередную команду начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под команду по очереди опускают руки вниз.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.