Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме

Классному руководителю

Дата: 2 мая 2017 в 19:28, Обновлено 2 мая 2017 в 19:35

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 
Организация воспитывающей и развивающей деятельности - первый объект внимания педагога, одна из основных задач, которую ему нужно решить. И эта задача исходная. Ибо там, где нет там нет воспитания, а развитие личности предоставляется случаю и стихийным обстоятельствам. 

Организация и развитие коллектива - второй объект внимания классного руководителя 
Помощь в становлении личности ученика, создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей - третья задача воспитательных воздействий классного руководителя. 
Интересными, на наш взгляд, являются данные социологического анализа деятельности классных руководителей Ярославской области. На их основе выделяются четыре типа задач, которые решаются классными руководителями в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями. 

  • Первая группа задач может быть названа социальными задачами. Это защита ребенка, помощь ему, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования ее индивидуальности.
  • Вторую группу задач можно обозначить как задачи диагностическо-этические. Для того чтобы правильно организовать систему воспитательной работы с классом, классный руководитель должен знать своих учеников, их особенности, проявления, личностные качества и индивидуальные характеристики.
  • Третья группа задач может быть названа нравственными задачами. Они связаны с ориентацией ребенка на критерии добра и зла, постановку детей в ситуацию нравственного выбора, конкретизацию нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах.
  • Четвертая группа задач может быть обозначена как задачи индивидуально-практического характера. К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств работы с учащимися, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности, педагогику рефлексии.

ГЛАВНЫЕ ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 

1 - диагностирующая; 
2 - коммуникативная, 
3 - воспитательная; 
4 - проектирующая; 
5 - организационно-деятельностная; 
6 - развивающая; 
7 - методическая; 
8 - стимулирующая; 
9 - оценивающая; 
10 - охранно-защитная; 
11 - корректирующая.

МЕТОДИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Сегодня обязанности классных руководителей выполняет большинство учителей-предметников, которые объединены в школах в МО методобъединения или методические объединения классных руководителей...
В учебном процессе, знающий методику работы, классный руководитель должен найти те условия, при осуществлении которых "проектирование личности" будет проводиться целенаправленно и осознанно. Успеваемость учеников и качество их знаний во многом зависят от состояния воспитательной работы. Вся система воспитательной работы прямо и непосредственно влияет на повышение успеваемости в классе. Именно классный руководитель в содружестве с учителями воспитывает у учеников сознательное отношение к учебным обязанностям, проводит повседневный контроль за тем, как учится его класс, посещает уроки, вместе с предметниками своего класса намечает пути повышения качества учебной работы.Повышение качества знаний учащихся - дело сложное и длительное. Слаженность в учебной работе, взаимная помощь учителей - всё это помогает повышению качества обучения. С каждым днём мы становимся всё более информированными, образованными. И поэтому главной задачей классного руководителя становится вооружение учащихся знаниями, умениями.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ

"Как составить "Перспективный план воспитательной работы с классом на учебный год" 

  • Раздел I. "Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год".

Без анализа пережитого опыта совместной деятельности и общения, определения достижений и выяснения слабых мест воспитательного процесса в классе, без выявления тенденций личностного развития учащихся невозможно правильно наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления воспитательной деятельности на будущий учебный год, выбрать оптимальные формы, методы и приемы построения воспитательной работы.

  • Раздел II. "Цели и задачи воспитательной деятельности"

Работа над планом начинается с определения цели, с постановки задач по достижению этой цели и результата.
Задач должно быть не более 2-3-х. Каждая задача должна быть сформулирована конкретно,
Цель и задачи воспитания должны учитывать уровень развития классного коллектива, возраст детей и условия воспитания (город, деревня и т.д.).

  • Раздел III. Написание перспективного плана:

План на год составить трудно, желательно по полугодиям.
План пишется в соответствии со школьным планом воспитательной работы.
Обилие мероприятий проходит мимо ребенка, не трогает его души. Это тот случай, когда количество не перерастает в качество.
Поэтому нужно просмотреть школьный план, взять только те мероприятия, которые нужны классу, которые подходят к вашим задачам, и работать над ними. В I четверти должно быть не более 5 воспитательных дел. Все свободные классные часыпойдут на подготовку творческого дела. Если есть воспитательные паузы, обсудить с ребятами, подумать, чем можно заполнить.
План не есть нечто застывшее, он рабочий, в него можно вписывать дела по ходу работы. Окончательно план оформится после окончания срока написания плана.

  • Планирование - дело творческое, классный руководитель вправе избрать свой вариант, который в наибольшей степени соответствует педагогическим воззрениям, содержит необходимую информацию и является удобным для использования в повседневной работе.

выбрать оптимальные формы, методы и приемы построения воспитательной работы.

  • Раздел IV. Написание календарного плана на месяц.

Составив перспективный план, необходимо перейти к календарному плану - сетке (помесячно) с указанием недель.
При заполнении этой схемы сначала внесите все общешкольные дела, а затем классные, чтобы не было накладок.

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ ЗА ПРОШЕДШИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД

1.Какие задачи ставились на учебный год, их выполнение. 
2.Уровень сплоченности коллектива: 

  • работают отдельные учащиеся класса, выполняют отдельные поручения;
  • работает актив класса;
  • каждый ученик класса активно включен в воспитательный процесс

3.Анализ работы органов самоуправления класса: 

  • учитель возглавляет работу, сам раздает поручения
  • дети по заданию учителя собираются, учитель раздает поручения
  • дети по заданию учителя собираются сами и вырабатывают план действий
  • класс в состоянии сам создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение

4.Участие класса в общешкольных делах: 

  • какое дело вызвало наибольший интерес

5.Работа с "трудными" детьми: 

  • удалось ли вовлечь "трудных" детей в работу класса
  • какие поручения давались
  • какие дела были для них самые интересные

6.Работа с родителями: 

  • кто из родителей не был ни разу на собрании
  • какие вопросы в воспитательной работе класса родителей интересовали больше всего
  • какие совместные дела детей и родителей получались

7. Цели и задачи на следующий учебный год 

Классные родительские собрания.

ФОРМЫ И ЭТАПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ 

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание. Классное родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.
Родительские собрания могут быть:

  • - организационными;
  • - текущими или тематическими;
  • - итоговыми;
  • - общешкольными и классными.

В подготовке родительского собрания можно выделить следующие этапы.
Этап 1. Организация родительского собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.
Этап 2. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение.
Этап 3. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании.

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ КЛАССНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

  • Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
  • Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.
  • Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
  • Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
  • Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Советы психологов: 
- перед началом собрания лучше "оставить за дверью" плохое настроение; 
- отведите на проведение собрания не более 1,5 часов; 
- самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей; 
- перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить; 
- не забудьте "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее; 
- предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям; 
- поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов); 
- дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться; 
- в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;
- доведите до родителей мысль: что "плохой ученик" не означает "плохой человек". 
- родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку 
Не стоит: 
- осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания; 
- сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов; 
- давать негативную оценку всему классу; 
- переоценивать значение отдельных предметов; 
- использовать в общении с родителями назидательный тон. 
И еще раз - будьте предельно корректны и тактичны! 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.