Негативный контент
Дети и подростки – активные пользователи Интернета. Между тем, помимо огромного количества возможностей, Интернет несет и множество рисков. Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети. Сделать их пребывание в Интернете более безопасным, научить их ориентироваться в киберпространстве – важная задача для их родителей и педагогов. В сети дети сталкиваются с различными опасностями. Одна из них - контентные риски. <blockquote>Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.) </blockquote>Их размещение: сайты, социальные сети, блоги, торренты, видеохостинги, фактически все, что сейчас существует в Интернете. Материал может прийти от незнакомца по почте в виде спама или сообщения. Негативные контенты делятся на:
В законодательстве Республики Беларусь есть возможность в соответствии со статьями Уголовного кодекса РБ привлечь к административной и уголовной ответственности за распространение подобного негативного контента владельцев сайтов, а также авторов таких электронных текстов и видеопродукции. <blockquote>2. Неэтичные, противоречащие принятым в обществе нормам морали и социальным нормам: агрессивные онлайн игры, азартные игры, нецензурная брань, оскорбления, и др. Информация , относящаяся к категории неэтичной может быть также направлена на манипулирование сознанием и действиями различных групп людей. </blockquote> <blockquote>3. Вредоносные: такой контент может нанести прямой вред психическому и физическому здоровью детей и подростков: пропаганда нездорового образа жизни (употребление наркотиков, алкоголя, табака, анорексии, булимии); принесения вреда здоровью и жизни (различных способов самоубийства, аудионаркотиков, курительных смесей). </blockquote>Кроме того, данные, полученные в ходе исследования Рунета, показывают, что около половины детей не умеют оценивать сайты с точки зрения достоверности информации, чуть меньше половины не умеют удалять историю своих действий на компьютере и блокировать спам. <font color="#cc0000">Итак, чем же опасен негативный контент? </font> Судите сами: - психические расстройства; - вред физическому здоровью себе и других; - принесение вреда своей жизни и других. Кроме этого, контентные риски связаны с другими типами рисков Сети. Например, просмотр тех или иных видео-материалов может привести к заражению компьютера вирусами и потере важных данных. Очень многие распространители подобного негативного контента преследуют цель заразить компьютер, чтобы в дальнейшем иметь возможность манипулировать данными и действиями зараженного компьютера. Пропаганда негативных материалов также может идти через социальные сети, блоги, различные форумы. |
Демонстрация материалов
Следующий вид насилия — демонстрация материалов, которые могут нанести психологический или физический вред ребенку. Распространение Интернета увеличивает вероятность того, что дети и подростки могут получить доступ к материалам, не соответствующим их возрасту и способным причинить вред. Подростки рассказывали, что получают информацию и приглашения в клубы самоубийц, предложения вступить в деструктивные секты, принять участие в нетрадиционных формах секса. В последнее время появилась новая опасность в виде так называемых «цифровых наркотиков». Конечно, наибольшее распространение имеет продукция сексуального характера. Чаще всего подростки случайно наталкиваются на порнографические изображения, но кто-то получает эти изображения от потенциальных преступников, а кто-то сознательно выходит на порносайты. Независимо от способа получения ребенком материалов, не соответствующих его возрасту, ему причиняется вред. У большинства детей и подростков откровенные сексуальные материалы вызывают беспокойство и тревогу, но для части ребят просмотр порнографии в дальнейшем становится стимулом к участию в изготовлении порноснимков. В последнее время все чаще звучат утверждения, что детская порнография в интернете приобретает угрожающие масштабы. Производство, распространение и использование детской порнографии или материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми, является одним из видов насилия над детьми в киберпространстве. По данным ООН и ЮНИСЕФ:
Детская порнография — один из самых доходных видов криминального бизнеса. Причем распространение порнографических материалов представляет собой только верхушку айсберга, в основе которого — сексуальное насилие, торговля детьми с целью сексуальной эксплуатации. Новейшие технологии, в т. ч. цифровые камеры, делают производство порнографии легче и дешевле, одновременно снижая риск обнаружения. Расширяются возможности воспроизведения, хранения и распространения: оцифрованные изображения не стареют и не теряют качества при копировании. Кроме того, стало возможным объединить два изображения в одно или исказить их для получения нового изображения, т. е. трансформация. В результате непорнографические изображения детей можно превратить в порнографические, создать изображения виртуальных детей. Риск столкнуться с любой формой кибернасилия существует для детей и подростков из всех социальных слоев, неважно, пользуются ребята Интернетом или нет. Те, у кого пока нет доступа к Интернету, могут стать жертвами преступников, изготавливающих детскую порнографию, или же подвергнуться преследованиям и запугиванию при помощи мобильной связи. <font color="#cc0000">Важно, что жертвами насилия в киберпространстве чаще всего становятся дети, страдающие от жестокого обращения в реальной жизни.</font> Дети, пострадавшие от насилия в киберпространстве, это, как правило:
Во всех странах за производство и распространение детской порнографии предусмотрена уголовная ответственность. В Республике Беларусь в Уголовный кодекс в ноябре 2008 года были внесены изменения. В соответствии с изменениями, максимальный срок наказания за этот вид преступления предусматривает 13 лет лишения свободы (см. Приложение 1, Статьи 343, 3431 УК Республики Беларусь). Ответственность наступает с 16 лет. Как в реальном мире, в киберпространстве должна быть создана система защиты детей. Новым и эффективным механизмом пресечения насилия в киберпространстве может и должно стать формирование информационной культуры у подростков, обучение их правилам безопасности в киберпространстве. Необходимо также создавать и внедрять обучающие программы для взрослых, включая специалистов. <font size="5">Советы взрослым по обеспечению безопасности детей:</font>
Обратите внимание: Статья "Защита детей от информации, которая может причинить вред их здоровью и развитию" <blockquote><font size="2">27 июня 2017 года в Министерстве информации состоялось заседание общественно-консультативного (экспертного) совета по развитию предпринимательства, на котором обсуждался вопрос о вступлении в силу поправок, внесенных в Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» и Закон Республики Беларусь «Об издательском деле в Республике Беларусь» по вопросам защиты детей от информации, которая может причинить вред их здоровью и развитию, и рассмотрении наиболее часто задаваемых и проблемных вопросов, связанных с присвоением знака возрастной категории средствам массовой информации и печатным изданиям.</font> </blockquote> |
Социальные медиа
Историческая справка: Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета. Вот так термин "социальные медиа" определяет Википедия: <blockquote>"...Термин произошел от англ. Social media. Это вид масс-медиа, его используют для описания новых форм коммуникации производителей контента с его потребителями и для которых определяющее значение имеет фактор копродукции контента самими пользователями конечного продукта, когда каждый читатель/подписчик блога, например, может выполнять функции комментатора, репортёра, фотокорреспондента и/или редактора данного сервиса". </blockquote>Об истории возникновения и развитии социальных медиа вы узнаете, если познакомитесь с материалами на странице<font color="#cc0000"> </font><font color="#cc0000"><font color="#cc0000">Холдинг "Социальные медиа"</font>. </font> <font color="#cc0000">Какие существуют виды социальных медиа? </font> <blockquote>Ответы вы найдете в следующей презентации >> Под лозунгом "Мы знаем о медиажизни все" издается электронная газета "ЖурДом". О маркетинге в социальных сетях вы можете узнать на сайте Erst Media. Вам будет особенно интересно узнать о таких понятиях, как "партизанский маркетинг" и "вирусный маркетинг". </blockquote><font face="georgia, serif" size="4"><font color="#990000"></font></font> <blockquote><font color="#cc0000">"Социальные медиа — уже не новшество, и все к ним давно привыкли, но как маркетинговый канал они всё ещё только развиваются, и в 2013 году в этой сфере ожидается множество перемен — так считают эксперты индустрии".</font> </blockquote> Это цитата из статьи "Социальные медиа в 2013 году, размещенной на сайте To Wave: пора шагнуть дальше "лайков".<font color="#cc0000" size="4">Риски в социальных медиа:</font> В настоящее время перед современной школой встала настоятельная необходимость формирования культуры медиапользования и информационной культуры школьников. Стремительное развитие Интернета и других коммуникационных технологий вовлекает детей всех возрастов в активные процессы дистанционного общения. При этом бесчисленные молодежные форумы и чаты Интернета переполнены примерами безграмотных, агрессивных и зачастую бессмысленных высказываний участников. Стремительно растет уровень агрессии детей, связанный, в том числе, и с негативным влиянием медиа. |